Кавказ-2002. Дигория — Караугом — Суган — Балкария

Кавказ-2002. Дигория — Караугом — Суган — Балкария

Отчет о горном походе второй категории сложности, совершенном группой туристов г. Москвы в районе Центрального Кавказа (Дигория — Караугом — Суган — Балкария) в период с 30 июля по 15 августа 2002 года

004

Автор — Варгафтик М.М.
Исходник находится — http://www.mountain.ru/mkk/biblio/kavkaz/digoriya_varg/

Маршрут похода: г. Владикавказ – а/л "Таймази" – р. Геби-дон – пер. Авсанау (н/к, 2950) – лед. Бартуй – пер. Цагардор (1Б, 3450) – р. Фастаг-дон – р. Караугом-дон – сел. Дзинага – сел. Ахсау – р. Белаг-дон – лед. Южный Белаг – пер. Айхва (1Б, 3500) – р. Харес – р. Гурами-дон – пер. Штулу-вцек (1А, 3340) – р. Карасу – р. Черек Балкарский – сел. Верхняя Балкария – г. Нальчик.

Протяженность маршрута: 130 км.
Продолжительность похода: 17 дней.
Маршрутная книжка выдана МГЦТК, № 1/3 – 202.
Руководитель – Варгафтик Михаил Михайлович

Варгафтик Михаил Михайлович 1962 3р, 5у руководитель
Климова Наталья Николаевна 1958 5у медик
Варгафтик Григорий Михайлович 1987 1у
Дымов Виктор Владимирович 1946 1р, 3у зам. руководителя
Несмеянова Мария Андреевна 1955 1у
Дымов Андрей Викторович 1988 1у
Иванов Михаил Константинович 1961 1у отв. за транспорт
Власова Ирина Энгельсовна 1961 1у завхоз
Козлов Олег Константинович 1946 3у
Галеркина Надежда Леонидовна 1961 2у
Дымова Зинаида Владимировна 1955 2у
Дымов Григорий Андреевич 1986 1у фотограф
Никитина Светлана Владимировна 1963 1у казначей
Никитин Иван Владимирович 1989 н/к

Организация путешествия

Целью нашего похода было посещение в рамках несложного похода (с участием детей школьного возраста) красивых долин и перевалов нескольких близко расположенных горных массивов Кавказа, где ранее не бывал никто из нас.

Организация путешествия по территории двух республик (Кабардино-Балкарии и Северной Осетии) потребовала оформления пропусков для посещения пограничной зоны на территориях двух погранотрядов: Владикавказского и Нальчикского.

Пропуска по Кабардино-Балкарии нам оформила фирма "Эльбрустурсервис" (Нальчик, проспект Ленина, д.53, 3-й этаж, офис 78). Телефоны — (8662) 442952, (8662) 255841, гендиректор Олег Энеев. Реклама фирмы и адрес ее электронной почты размещены на mountain.ru.

Для оформления пропусков необходимо заранее выслать О.Энееву полные паспортные данные всех участников группы и намеченный график движения (нитку маршрута с разбивкой по дням). В 2002 году стоимость оформления составляла 50 рублей с человека.

Следует отметить, что аккуратность работы "Эльбрустурсервиса" находится на невысоком уровне. В соответствии с достигнутой заблаговременно договоренностью с О.Энеевым, забрать оформленные для нас пропуска должен был наш товарищ, завершивший поход и возвращавшийся в Москву через Нальчик. Однако в заранее оговоренный день офис фирмы пустовал на протяжении всего рабочего дня, разыскать сотрудников не удалось.

Нам пришлось из Москвы повторно согласовывать время получения наших бумаг с О.Энеевым, не давшим внятного объяснения срыва договоренностей. На этот раз двое участников выехали в Нальчик на сутки раньше остальной группы, получили в "Эльбрустурсервисе" документы и воссоединились с нами во Владикавказе. В этом случае, при непосредственном посещении Нальчика, можно получить пропуска непосредственно в погранотряде (бесплатно) и не пользоваться услугами посредника. Погранотряд находится по адресу: Нальчик, ул. Кабардинская, телефон — (8662) 216510.

Поездка из Нальчика во Владикавказ на междугородном автобусе стоила в 2002 году 50 рублей, на маршрутке-"Газели" — 60 рублей. Вопреки распространявшимся ранее сообщениям о причиняющем неудобства милицейском и таможенном досмотре на границе республик, никаких трудностей у наших участников не возникло, поездка заняла около 2,5 часов.

При организации заезда группы в горы через Владикавказ удобно воспользоваться транспортными и смежными услугами, предоставляемыми Северо-Осетинской республиканской ПСС (СОРПСС, Владикавказ, проспект Коста Хетагурова, 273). Начальник отряда — Тавасиев Руслан Андреевич, рабочий тел.(8672) 749967. Другие телефоны СОРПСС: (8672) 745834, (8672) 711103 (оперативный дежурный, круглосуточно). Адрес электронной почты — sorpss@mail.ru.

С представителями ПСС можно договориться о следующих услугах: встреча группы у поезда, транспорт в горы до начала маршрута, временное расположение на территории базы ПСС на период вынужденного нахождения в городе для получения пограничных пропусков.

При этом время "свободного" пребывания в городе сводится к нулю. Прямой необходимости в таких мерах безопасности, по-видимому, нет, но такой способ спокойнее, особенно в случае большой группы.

В 2002 году одна поездка машины УАЗ от Владикавказа до поляны Таймази стоила 2500 рублей (помещается до 8 человек с большими рюкзаками, нам понадобилось 2 машины). Тогда у ПСС не было свободных машин большего размера, но они планировали в ближайшее время выделить еще автобусы на эти цели. При этом спасатели не взяли с нас платы за размещение на территории своей базы, а также за поездки по городу в погранотряд.

Основная забота во Владикавказе — оформление пропусков в погранзону. Погранотряд располагается за пределами города, в поселке Второй Редант на Военно-Грузинской дороге, городской транспорт туда ходит 2-3 раза в день. Процедура оформления пропуска может потребовать более, чем одни сутки, в том случае, если начальника погранотряда или кого-либо из ответственных офицеров нет на месте. У нас так и получилось: мы сдали свои документы утром 29 июля, а получили подписанные пропуска примерно в полдень на следующий день. Кроме обычных маршрутных документов и списка группы с полными паспортными данными (в нескольких экземплярах) нужно иметь с собой отдельное ходатайство о выдаче пропуска от любой организации (например, турклуба) с печатью, с указанием сп
80;ска участников и перечня посещаемых долин.

Пропусками во Владикавказском погранотряде ведает подполковник Антипов Сергей Николаевич. Телефон дежурного (8672) 756442, телефон начальника погранотряда отряда (8672) 744087. С.Антипов рекомендовал за 2-3 недели до выезда из Москвы звонить и выяснять, каковы в настоящее время обстановка и перспектива получения разрешения на посещение того или иного района.

Надо отметить, что Владикавказский погранотряд неохотно выдает пропуска в районы, близкие к Военно-Грузинской дороге, гражданам других государств, кроме РФ и в какой-то мере Украины. К гражданам стран Балтии и Восточной Европы здесь относятся настороженно.

Погранзастава в Дигории находится рядом с альплагерем "Таймази", посты — выше по долине р.Харес и в селении Ногкау близ Дзинаги. Все простые для прохождения долины, примыкающие к ГКХ, патрулируются достаточно плотно.

При всех встречах с нарядами пограничников, прохождении застав и постов группе следует иметь при себе оформленные пропуска, участникам – паспорта. Полезно также иметь с собой несколько экземпляров списка группы с полными паспортными данными и раздавать их каждому встреченному наряду (по требованию). Отношение к туристам со стороны пограничников спокойное.

Основная погранзастава в долине Черека Балкарского расположена близ впадения р.Гюльчису. Посты располагаются в районе так называемого "приюта Дыхсу" у слияния р.Дыхсу и р.Карасу, образующих р.Черек Балкарский, а также у "приюта Карасу" выше в долине р.Карасу, близ впадения в Карасу р.Лькези, вытекающей из-под перевала Шаривцек. Долины Черека Балкарского и Карасу также патрулируются плотно.

Вся местность в верховьях Черека Балкарского, включая ледниковую зону, относится к Кабардино-Балкарскому заповеднику. Официально полагается получать разрешение на пребывание в заповеднике в управлении заповедника в пос. Кашхатау (бывшее Советское). Пребывание в заповеднике оплачивается из расчета 30 рублей с человека в сутки, штраф за пребывание без пропуска — 60 рублей с человека в сутки. Однако на практике мы не могли себе позволить тратить время еще и на поездку в Кашхатау.

Егеря заповедника мы встретили, когда после спуска с пер. Штулу-вцек переправлялись через р.Ахсу при ее впадении в р.Карасу (то есть довольно высоко в долине). Вопрос оплаты был решен на месте, о чем по нашей просьбе была сделана запись в маршрутной книжке. Величина оплаты была ниже номинальной и удовлетворила обе стороны. По прибытии группы в селение Верхняя Балкария, где мы заночевали на футбольном поле на южной окраине селения, егерь пришел проверить, все ли у нас в порядке, и разогнал местных асоциальных подростков, которые более рядом с нашим биваком не появлялись.

Верхняя Балкария (второй по величине населенный пункт Кабардино-Балкарии) связана с Нальчиком автобусным сообщением. Автобусы отправляются отсюда вниз 3 раза в день – в 5:30, 7:00 и 9:00 утра. Стоимость проезда с рюкзаком составляет 50 рублей, обычно автобусы переполнены.

Мы оставляли заброски в селении Ахсау — у местных жителей и в альплагере "Таймази" — у завхоза. В обоих случаях хранители забросок от предложенной нами платы отказались.

Понятия "правый"и "левый" далее везде в тексте употребляются в орографическом смысле, если не оговорено обратное.

Описание прохождения маршрута

30 июля 2002 года. Владикавказ – поляна Таймази.

Закончив затянувшееся более чем на сутки оформление пропусков в погранотряде, около полудня выезжаем на двух машинах ПСС из Владикавказа в Дигорию.

Старая дорога практически не пострадала от наводнений лета 2002 года, и через три с половиной часа мы добираемся до поляны Таймази в долине р.Харес, по пути оставив заброску продуктов у местных жителей в селении Ахсау. Сразу же отвозим еще одну заброску в самый верхний альплагерь — Таганрогского политехнического института.

Отдаем наш пограничный пропуск на заставе, расположенной рядом с мостом у альплагеря "Таймази". Надо отметить, что пограничников мы встречали на маршруте много раз, все они вели себя вполне корректно, при этом маршрутные документы каждый последующий встреченный наряд проверял неуклонно.

Встаем на ночевку, пройдя от поляны Таймази 20 минут вверх по долине реки Тана-дон. Здесь среди густого, преимущественно лиственного леса находим уютную поляну. Дров довольно много, но после сильных дождей они мокрые и плохо горят.

Моста через р.Тана-дон нет. Некоторые спортивные группы делают попытки организации навесной переправы через многоводную реку, но мы предпочли для выхода в долину р.Геби-дон сделать небольшой обход, сэкономив время и силы.

31 июля. Акклиматизация в долине Тана-дон.

В этот день налегке делаем акклиматизационный выход вверх по долине р.Тана-дон до языка ледника Тана-цете.

Назад для разнообразия возвращаемся через низкую седловину перевала Камарти (2070 м) в коротком отроге ГКХ, разделяющем верховья долин рек Харес и Тана-дон. Через перевал ведет хорошая тропа в верхний альплагерь.

1 августа. Подъем по долине Геби-дон.

В 9:00 выходим с полной выкладкой вниз по долине Хареса. Переходим реку по временному деревянному мостику близ селения Куссу, примерно в 1 км ниже альплагеря "Ростсельмаш".

001

Отсюда вверх по правому берегу Хареса слабо выраженная тропа идет по лугам и влажным лиственным перелескам до места слияния и впадения в Харес рек Тана-дон и Геби-дон. Далее идем вверх по долине реки Геби-дон. Тропа то спускается к воде, то взбирается на склоны в обход скальных выходов.

На протяжении двух часов идем преимущественно по лиственному лесу с густым травянистым подлеском, местами заболоченному. Выше гр072;ницы леса тропа как таковая теряется, лишь местами видна примятая трава там, где проходил наряд пограничников. Скот в долине Геби-Дона, как и в долине Фастага, не пасут – сказывается близость доступного перевала Геби-вцек (1Б), ведущего в Грузию.

Поднимаемся по долине, минуя одну за другой древние моренные ступени, поросшие альпийским разнотравьем. Наконец, поднявшись на очередной моренный вал, выходим к месту впадения в Геби-дон ручья, вытекающего из-под склонов перевала Авсанау. Отсюда хорошо видны ледник Геби, снежная седловина перевала Геби-вцек и значительная часть подъема на перевал Авсанау. Останавливаемся на ночевку в 17:00 под дождем на ровных травянистых площадках, кстати, первых, встретившихся нам при подъеме по долине.

2 августа. Пер. Авсанау (н/к, 2950) — ледник Бартуй.

Перевал Авсанау находится в северном отроге в.Геби-тау, называемом хребтом Чирх. Соединяет долину р.Геби-дон и ледник Бартуй. Пройден 02.08.2002 в направлении З-В. Тура и записки на перевале не обнаружено.

Выходим с бивака в 8:30, начинаем подъем к перевалу Авсанау вдоль ручья, по пологим травянистым склонам. Троп нет.

Там, где ручей прорезает невысокую каменистую ступень, обходим бараньи лбы слева по ходу по пологой осыпи и выходим в перевальный цирк, перевалив через маленький отрог.

Для правильного нахождения перевальной седловины лучше воспользоваться компасом и (или) кроками, поскольку в гребне хребта расположено несколько седловин с пологими склонами. Перевал Авсанау (н/к, 2950) – самая правая седловина в обширном цирке. На него выходим по небольшому снежнику крутизной до 20 град.

На перевал поднялись примерно в 12:00. Седловина перевала обширная, пологая, с нее открывается отличный обзор ледника Бартуй и хребта Цагардор с перевалами Красивый, Цагардор, Электрон, Цихварга. Практически полностью виден путь подъема на перевал Цагардор по осыпям и леднику Кушдарх, однако сама седловина не видна. Тура на перевальной седловине мы не обнаружили.

002 003

Спускаемся с перевала по пологому травянистому склону, постепенно уходя вправо по ходу.

С травянистого склона выходим на острый гребень левобережной морены ледника Бартуй. Спуск сюда с седловины занял около 30 минут. Чтобы выйти на ледник, проходим несколько сотен метров вправо по гребню, двигаясь в сторону верховьев ледника. Здесь конгломератный склон морены становится достаточно пологим.

Выходим на поверхность ледника по крупным камням. Ледник здесь открытый, без разрывов, очень пологий. Пошел дождь, но видимость, к счастью, сохраняется. Пересекаем ледник поперек, держа путь на тот участок правобережной морены, откуда удобнее будет начинать подъем на ледник Кушдарх и перевал Цагардор. Поднявшись на холм правобережной морены ледника (около 17:00), оказываемся у небольшого чистого озера (так называемые "холодные" ночевки на леднике Бартуй). Здесь есть площадки для десятка палаток. К вечеру дождь прекращается, ветер несколько стихает.

З августа. Перевал Цагардор (1Б, 3450) — морена ледника Восточный Цагардор.

Перевал расположен в северном отроге ГКХ (хребте Цагардор) севернее в.Цагардор. Соединяет ледник Кушдарх (приток ледника Бартуй) с ледником Восточный Цагардор. Пройден 03.08.2002 в направлении З-В. Снята записка группы из Владикавказа (рук. В.Скрипак) от 31.07.2002.

Утро радует нас хорошей погодой. Выйдя с бивака в 8:30, от ночевок у озера поднимаемся вверх по моренам ледника Бартуй в направлении седловины перевала Электрон, хорошо видной отсюда.

Затем пересекаем открытую часть этой ветви ледника Бартуй в ее наиболее пологой части и подходим к моренной ступени маленького ледника Кушдарх. Быстро поднимаемся на вал морены по крупным камням и выходим на ледник. Подъем от ночевки до ледника занял около часа.

Ледник Кушдарх — открытый в нижней части, крутизна просматриваемой части пути не превышает 25 град. Поднимаемся по льду в кошках в направлении отчетливо видимой седловины перевала Красивый, закладывая зигзаг слева направо по более пологой части склона.

007

Дальше крутизна уменьшается, ледник становится закрытым. Видно, что небольшие трещины хорошо забиты снегом. Связываемся и продолжаем подъем вверх (крутизна до 25 град.), в направлении скальной гряды хребта Цагардор правее седловины перевала Красивый.

Выйдя на более пологую часть ледника ближе к скалам, поворачиваем направо и направляемся вдоль хребта в сторону угадываемого, но не видимого понижения в гребне — нашего перевала, скрытого за большим снежным бугром.

006

Этот путь приводит нас в обширную снежную мульду, из которой уже виднеется неширокая осыпная седловина перевала. Не развязываясь, выходим из мульды на перевальную седловину Цагардора (1Б, 3450) по осыпи (20 м, до 30 град.). Весь путь по леднику занял около 2,5 часов. На перевал поднялись примерно в 12:00.

Начинаем спуск с перевала на ледник Восточный Цагардор прямо вниз по крутой средней осыпи (80 м, 35 град.). Далее по снежнику (100 м, до 35 град.) вниз и вправо выходим на пологий скально-осыпной гребень, отделяющий цирк перевала Цагардор с небольшими снежниками от одноименного ледника. Справа хорошо видна пологая низкая седловина перевала Электрон.

По осыпи и заглаженным пологим скалам гребня спускаемся прямо вниз до его окончания (около 150 м) и далее выходим вправо, на ледник Восточный Цагардор. Спуск сюда с перевальной седловины занял около 1,5 часа.

Ледник открытый, пологий (местами — до 20 град.), в средней части не разорванный. Идем вниз по леднику, спускающемуся чередой пологих террас, перемежающихся с короткими спусками. Через 1,5 часа подходим к более крутому языку ледника и обходим его по средней осыпи левобережной морены.

Пройдя еще около 20 минут по долине, находим готовые осыпные площадки под палатки на моренах левого борта. В 18:00 становимся на ночевку здесь под усиливающимся дождем, который ночью переходит в сильную грозу.

008

4 августа. Спуск в долину р.Караугом.

Немного просушив вещи, промокшие после грозы, выходим с бивака около 10:00. Спускаемся с устьевой ступени долины ледника Восточный Цагардор по древней морене крутизной до 25 град. Путь кое-где маркирован турами. За 1,5 часа выходим в широкую долину р.Фастаг-дон.

Здесь высокая трава растет среди крупных камней, троп нет. Движемся вниз по долине. По камням переходим ручей, вытекающий из ледника Хареска, и продолжаем спуск по левому борту долины.

Далее долина сужается, появляется подобие тропы, идущей в непосредственной близости от воды. Проходим один простой и короткий прижим. Вскоре тропа входит в лес. Спуск по долине Фастага до леса занял около 1,5 часа.

Хорошая тропа ведет среди соснового леса, растущего на довольно крутом склоне, и за 40 минут выводит нас к мосту через р.Фастаг-дон напротив остатков Райской поляны, смытой селем в 80-е годы. На Райской поляне постоянно дежурит наряд пограничников. Они сообщили нам о наличии моста через р.Караугом и пояснили, как выйти к нему.

009

От моста напротив Райской поляны выходим в заросшую сосновым лесом глубокую продольную ложбину между склоном долины и высоким гребнем древней морены ледника Караугом, который давно уже отступил отсюда. Тропа идет вниз по долине Караугома по этой узкой лощине.

Далее ложбина заканчивается, долина расширяется. Переходим по камням (с гимнастической страховкой) поток из ледника Иська и по хорошему сосновому лесу по тропе спускаемся ниже в долину Караугома. Здесь склон более пологий, есть места для ночевок. Останавливаемся на ночлег в 17:30 в лесу не доходя около 200 м до моста через р.Караугом.

5 августа. Дневка в долине р.Караугом.

Сбор грибов в сосновом лесу едва не был омрачен обнаружением многочисленных минных растяжек, расставленных пограничниками вдоль тропы. К счастью, наш специалист-сапер разобрался, что все найденные растяжки были без зарядов.

В это время трое участников сходили по тропе правого берега в селения Дзинага и Ногкау и отметили пограничный пропуск на посту в Ногкау. Наряд пограничников настоятельно рекомендовал нам сделать это сразу же. Селения Дзинага и Ногкау соединены новым бетонным мостом, который заменил прежний, снесенный разливом реки год назад. Зато в Дзинаге мы купили местный свежий сыр и пиво, а также договорились о машине, которая подвезет нас в с.Ахсау.

диг 2002

6 августа. Р.Караугом — с.Дзинага — с.Ахсау — р.Белаг-дон

Выходим с бивака в лесу в 9:00. Спускаемся по неплохой тропе правого берега р.Караугом. Перед выходом к селению Дзинага древняя тропа обходит сверху крупный прижим, взбираясь довольно далеко вверх по склону, поросшему высоким сосновым лесом. В селение мы пришли в 11:30.

Здесь мы закупаем арбузы и на бортовом грузовике едем вниз по долине Караугома, через шумную и многолюдную турбазу Дзинага. Быстро проезжаем через широкую, выжженную солнцем долину Хареса в районе впадения Караугома. Забираем в селении Ахсау заброску.

Вверх по узкой долине р.Белаг-дон вначале идет хорошая старая грунтовая дорога, которая через каждые 400-800 м переходит с берега на берег. Всего на реке в селении Ахсау и выше него имеется 6 мостов в разных стадиях разрушенности. Наш грузовик довез нас до пятого моста, но ехать через него не рискнул.

После разведки по долине принимаем решение встать на ночевку прямо на дороге, перед шестым, последним мостом, который расположен еще в зоне леса. Другого ровного места с доступом к воде найти не удалось — склоны долины круто спускаются к реке. На протяжении часа челноком переносим рюкзаки и коробки с заброской к месту ночевки.

Вечером пастухи, спускавшиеся из коша в верхней части долины с лошадьми, не выказали никакого недовольства тем, что мы своими пятью палатками перегородили все пути проезда и прохода по ущелью.

7 августа. Вверх по долине р.Белаг-дон.

Выходим с бивака в 10:00. Переходим через последний, шестой мост через Белаг-дон. Через час доходим до места, где долина реки значительно расширяется, выполаживается и делает крутой поворот к юго-западу. Лес редеет и распадается на отдельные рощицы. Справа появляется характерная башня в.Уаза-хох, в глубине ущелья — в.Даши-хох. Дорога заканчивается, хорошая тропа идет по левому берегу реки.

В долине р.Белаг-дон, в отличие от ущелий, примыкающих к ГКХ, пасут много скота, здесь набитые тропы и много навоза.

Перейдя по камням небольшой ручей и пройдя через сосновую рощу, в 12:30 выходим к последнему кошу (около 2000), в настоящее время пустующему, стоящему на небольшом холме. Дальше соснового леса нет, есть только лиственные кустарники, разросшиеся за последние 10-20 лет, вероятно, из-за изменения климатических условий.

Дневка и усиленное питание тяжело сказались на самочувствии нескольких участников. Распределив желудочно-кишечные препараты, останавливаемся здесь на вынужденную полудневку. Отсюда уже видны вдалеке Белагские водопады.

8 августа. Подход к л.Ю.Белаг.

Солнечным утром выходим с ночевки около коша в 8:30. Быстро продвигаемся вперед по тропе по пологой и широкой долине р.Белаг-дон, переходя через несколько небольших ручьев. По ходу слева хорошо виден путь подъема на перевал Куйдар (н/к), далее — подъем на перевал Даши-вцек (н/к).

Кажется, что до Белагских водопадов рукой подать, но мы достигаем подножья склона перед водопадами только к 12:30, где и останавливаемся на обед. Погода быстро портится, начинается дождь.

Тропа закончилась у последней летовки на плоской равнине перед подъемом к водопадам. Дальше следов нет. Поднимаемся к ручью, стекающему правее (по ходу) самого правого водопада. Идем по крупным камням, перемежающимися с кустами и густой травой. Дальше поднимаемся вдоль ручья по простым разрушенным скалам (до 40 град., 30 м). Выше водопадов склон становится положе. Серпантином поднимаемся выше водопадов по травянистым склонам, далее по древним пологим моренным валам ледника Ю.Белаг.

010

Дождь усиливается, а ледника еще не видно. В 17:30 становимся на ночлег на первых же попавшихся старых площадках среди древних конечных морен (2800).

9 августа. Подход к ночевкам "Семь братьев".

С утра — неустойчивая погода, сильный ветер, временами дождь. Немного просушив вещи, выходим с бивака в 9:30 по пологим моренам ледника Ю.Белаг. Однако, не успело пройти и часа, как дождь зарядил с новой силой.

Надеваем полиэтиленовые накидки и под дождем еще за полчаса выходим к ночевкам "Семь братьев" (3100), где на ровной площадке лежит семь монолитных каменных глыб. Здесь есть вода и удобные места для палаток, гранитные глыбы в какой-то мере защищают от ветра, а под одной из них можно готовить.

Обедаем, пережидая сильный дождь, время при этом незаметно проходит. Решаем остаться здесь на ночевку. Ближе к вечеру дождь перестал, появилась видимость. Трое участников разведали путь на ледник Ю.Белаг и к перевалу Айхва.

10 августа. Перевал Айхва (1Б, 3500).

Перевал находится в Суганском хребте между вершинами Айхва и Даши-хох. Соединяет ледник Ю.Белаг и долину р.Айхва-дон. Пройден 10.08.2002 в направлении С-Ю. Тура и записки на перевале не обнаружено.

Выходим с бивака в 8:40. Быстро поднимаемся по моренам на открытую поверхность центральной части ледника Ю.Белаг.

011

Ледник сильно изменился по сравнению с фотографиями и описаниями 70-х — 80-х годов. Поверхность ледника сильно просела и опустилась по отношению к уровню окружающих ледник скальных гребней. Слева по ходу у языка ледника образовалось большое озеро с прозрачной водой, судя по виду, глубокое. Ранее ровная поверхность ледника теперь перемежается с провалами и воронками, где шумит вода. Ледовый подъем на перевал Ю.Белаг (1А) выглядит очень крутым.

Отсюда хорошо видно, что перевал Айхва имеет две седловины — западную и восточную, разделенные небольшой вершиной. Подъем на западную вершину (правую по ходу) проходит по снежно-осыпному склону крутизной до 35 град. и несложен для прохождения, однако мы знаем, что спуск с этой седловины на юг проходит по крутым скалам.

012

Подъем на восточную седловину проходит по скально-осыпному склону, разделенному на правую и левую половины скальным контрфорсом, и далее по скальному кулуару с узким снежным "галстуком". Ближе к седловине кулуар раздваивается в виде буквы Y. Мы выбрали левый по ходу путь по кулуару, который несколько короче.

Одеваем страховочные системы, поднимаемся по осыпи левее (по ходу) скального контрфорса, поскольку по правой стороне склона сходят отдельные камни. Собираемся всей группой под скальным выступом в основании кулуара. Этот выступ в ходе дальнейшего подъема защищал группу от схода камней по кулуару. Отсюда путь на седловину проходит по сильно разрушенным скалам кулуара средней трудности (до 50 град., 40 м).

Поднимаемся на седловину и навешиваем перила для участников. Седловина перевала — очень узкая, на ней один или два человека могут сидеть, как в седле. Плотная облачность препятствует обзору. Тур на такой седловине сложить просто невозможно.

Спуск с перевала на юг проходит вначале по скалам средней трудности (45 град., 10 м), далее по средней, местами живой осыпи крутизной до 35-40 град. и снежникам до 35 град. (все вместе — около 250 м). Навешиваем для спуска короткий отрезок перил (10 м), по которому участники, поднявшись по перилам на жумаре на седловину, спускаются на рогатке на осыпь на другой стороне.

013

Подъем по скальному склону для такой большой группы происходит не быстро, поэтому навешиваем вторую перильную веревку на подъем параллельно первой, что ускоряет процесс подъема.

Собираемся всей группой на южном склоне под перевалом, где снежник выполаживается. Находим на осыпях справа по ходу относительно ровные полочки и выкладываем площадки под палатки, чтобы не ночевать на раскисшем снегу в середине цирка под перевалом. Вода — в лужице на границе снежника и скал. От момента начала подъема на седловину перевала и до заката облачность не позволяла рассмотреть окрестности.

11 августа. Р.Айхва-дон — р.Харес

Утром — хорошая погода, напротив видим обширный участок ГКХ с группой вершин Таймази, а также массив Лабоды. Выходим с бивака в 9:30.

Спускаемся по осыпям и разрушенным скалам в цирк под перевалом, оттуда через несколько осыпных ступеней — на обширные травянисто-осыпные южные склоны Суганского хребта. Идем слева от небольшого ручья — истока р.Айхва-дон.

Осыпи постепенно переходят в травянистый склон крутизной до 25-30 град. Продолжаем путь прямо вниз и выходим к пустующей летовке, рядом пасется табун лошадей. Отсюда вниз ведет тропа. Серпантином спускаемся по крутому травянистому склону до 35 град. на пологие луга долины р. Харес. Правее по ходу, выше по долине видны развалины молочной фермы. Спуск сюда от места ночевки занял у нас около 3 часов.

Начинается дождь. В середине дня решаем остаться биваком на обширном лугу рядом с р.Айхва-дон.

Под усиливающимся дождем пятеро участников за 4 часа сходили вниз по дороге вдоль р.Харес до альплагеря Таганрогского политехнического института и взяли заброску.

Распределяем продукты под общественным тентом, натянутым на камнях. Дождь немного ослабевает и превращается в плотную мелкую морось, висящую в воздухе. Часть продуктов мы отдали соседям — пограничникам-контрактникам из Забайкалья, которые скуча 02;т здесь, в тихой долине, вдали от серьезных проблем. Они сказали, что им ничего не нужно, но продукты взяли — просто из хорошего отношения к нам.

12 августа. Р.Харес — р. Гурамидон

В 9:00 выходим с бивака вверх по долине р.Харес. За 1 час по старой дороге подходим к древнему завалу из крупных камней, перегораживающему долину. Здесь дорога кончается. По пути легко переходим р.Галдор по камням, не замочив ног.

Дальше вверх по долине ведет хорошая тропа, выводящая на широкие заболоченные луга в районе впадения р.Орс-дон. Обходим болото по тропке, которая траверсирует травянистый склон долины в нескольких метрах выше заболоченной поверхности. В 11:35 выходим к р.Орсдон. На ее левом и правом берегах есть пустующие коши, но моста нет.

Находим место для переправы через реку близ коша на правом берегу Орс-дона, где река разбивается на два примерно равных рукава. Течение в реке сильное, вода — выше середины бедра. Организуем перильную страховку. Перила пришлось держать вручную (гимнастически), поскольку закрепить их было не на чем. Участники переходили реку вброд, страхуясь за перила скользящим грудным карабином. Первый и последний участники проходили со страховкой, организованной выше по течению с учетом возможного сноса.

014

Далее таким же способом была организована страховка при переправах еще через три реки — Ахсу, Ортозюрек, Измыльцы.

Дальше идем вверх по долине р.Харес, вновь траверсируя склон над заболоченным дном долины. Через 1,5 часа пути от Орсдона выходим к впадению р.Гурамидон, которая легко переходится по камням.

Вопреки старым описаниям пути через перевал Штулу-вцек, никакой тропы по левому берегу р.Гурамидон нет. Луговые склоны, заросшие высокой травой, упираются в серьезный скальный каньон с водопадом. Пути обхода каньона по левому берегу реки не видно.

Ищем путь подъема вверх по долине р.Гурамидон по правому берегу, где протяженные травянистые склоны крутизной до 30 град. местами пресечены более крутыми конгломератными желобами. Через 1,5 часа монотонного подъема по травянистым склонам выходим на выполаживание выше устьевой ступени реки и каньона. Находим ровные площадки, при этом места под палатки приходится вытаптывать в густой плотной траве, как в снегу (скот в этой долине не пасут). Вода отыскалась в небольшом ручейке на склоне. Становимся на ночлег около 19:00. Отсюда хорошо видно, что по крутым скалам левого берега реки прохода нет.

13 августа. Перевал Штулу-вцек (1А, 3340).

Перевал находится в Штульской перемычке, соединяющей в.Гезе-тау и Суган-тау, между вершинами Штулу-хох и 3348. Соединяет долины р.Гурамидон и Штулусу (приток р.Карасу). Пройден 13.08.2002 в направлении В-З. Снята записка туристов из г.Ростова-на-Дону (рук.Е.Таранцева) от 22.07.2002. Категория сложности по перечню классифицированных перевалов 2001 года — некатегорийный.

Уже второй день продолжается великолепная погода, на небе — ни облачка. Выходим с бивака в 9:00. Продолжаем движение по травянистым лугам, траверсируя небольшие отроги. Далее склон становится несколько более пологим, появляется тропа, которая выводит нас на левый берег реки.

015

Слабая тропа по травянистым холмам левого берега приводит в широкую котловину перед обширной и очень высокой перевальной перемычкой. Здесь наша тропа соединяется с другой, столь же эфемерной, которая поднимается к перевалу Штулу-вцек от устья Орсдона по восточному гребню отрога в.Борхох, через простой перевал Удобный (1А). Путь сюда от ночевки занял около 2 часов. Обширные луга в котловине сильно заболочены, найти здесь подходящее место для стоянки затруднительно. Тропа переходит на правый берег ручья.

017 018

Продолжаем движение к перевалу по следам тропы, которая серпантином поднимается на пологое, неявно выраженное скально-осыпное северо-восточное ребро вершины Штулу-хох. Основание ребра замыкает котловину перед перемычкой, ручей выше уходит в скальный каньон.

Поднимаемся на ребро по травянистому склону, далее тропа траверсирует простые сильно разрушенные скалы ребра и выводит на верх гребня, покрытый мелкой темной сланцевой осыпью. Только отсюда видна собственно перевальная седловина, которая лишь немногим ниже окружающих вершин — Штулу-хох и 3348.

Идем на перевал по мелкой осыпи и снежникам крутизной до 25 град. На перевал вышли около 15:30. Седловина перевала широкая, пологая, с нее открывается великолепный обзор. Есть места для палаток, но нет воды. На западе хорошо видны вершины Шхара, Коштантау, Дыхтау, на востоке — Лабода. На севере из-за гребня Борхоха выглядывают острые вершины Суган-тау, Доппах.

016

Спускаемся с перевала прямо вниз по мелкой подвижной осыпи (до 40 град., 50 м), далее уходим резко вправо по снежному склону крутизной до 25 град. (около 150 м). Дальнейший путь спуска по осыпным склонам проходит по большой дуге вправо по ходу, которая огибает линию падения воды довольно далеко справа. Троп нет. Находим относительно пологие места, чтобы пересечь несколько крутых конгломератных промоин, рассекающих склон.

Через 1,5 часа спуска с седловины выходим на более пологие склоны на правом берегу ручья — притока р.Штулусу. Ручей здесь на большом протяжении перекрыт широким снежным мостом. Пересекаем ручей, нащупав надежный участок моста, и выходим на зеленый луг с хорошо видным издали ярко-рыжим выходом нарзанов. Здесь есть старые площадки под палатки. Останавливаемся на ночлег в 18:00. Купаемся в теплом ручье, пьем вкусный нарзан.

14 августа. Спуск к "приюту Дыхсу".

Продолжается отличная погода. Выходим с бивака в 9:30. Идем вниз по левому борту долины ручья, траверсируя травянистые террасы. Следы тропы то появляются, то исчезают.

По мере приближения к видному впереди языку ледника Восточ085;ый Штулу тропа резко спускается вниз и идет по длинному сужающемуся мысу между ручьем и р.Штулусу. У окончания мыса переходим наш ручей по камням на правый берег. Спуск сюда от места ночевки занял около 1 часа. Продолжаем спуск по тропе правого берега р.Штулусу и еще через 40 минут выходим к месту летовки у слияния р.Штулусу и Ахсу, образующих р.Карасу.

Моста через Ахсу нет, поэтому находим метрах в 200 выше летовки место с менее интенсивным водотоком и переправляемся вброд таким же способом, как через Орсдон. Сейчас полдень, вода в реке доходит почти до пояса.

Спускаемся дальше по лугам, местами заболоченным, вдоль правого берега р.Карасу. Вскоре встречаем первый наряд пограничников из Нальчикского погранотряда. Долина реки значительно расширяется, далеко впереди виден хвойный лес. Появляется старая, сильно разрушенная дорога. Открывается вид на скальный барьер, подпирающий язык ледника Фытнаргин.

Идем по дороге, при этом поднимаемся вверх по склону примерно на 200 метров по высоте, траверсируя уступ правого склона. После этого дорога серпантином спускается резко вниз, и мы выходим к так называемому "приюту Карасу", расположенному при впадении левого притока — р.Лькези. Здесь на левом берегу Карасу в лесу находится передовой пост пограничников.

Ниже "приюта Карасу" грунтовая дорога становится довольно приличной. За 1,5 часа спускаемся до впадения в Карасу правого притока — р.Ортозюрек. Моста через реку нет, по-видимому, его недавно смыло. Хотя уже близится вечер, приходится устраивать еще одну переправу с перильной страховкой.

От притока за 1 час проходим по местности, напоминающей ухоженный хвойный лесопарк, до "приюта Дыхсу" у слияния рек Дыхсу и Карасу. Останавливаемся на ночлег около 19:00 в сосновом лесу неподалеку от поста пограничников. Вода есть поблизости в роднике.

15 августа. "Приют Дыхсу" — Верхняя Балкария.

В этот день мы примерно за 6 ходовых часов спускаемся по дороге до селения Верхняя Балкария. Дорога давно не восстанавливалась. После наводнения, прошедшего в начале лета, она местами сильно размыта, по ней можно передвигаться только пешком или на лошади.

Единственный значительный правый приток — р.Измыльцы. Через реку был переброшен узкий ненадежный мостик. Организовав перильную страховку, мы пролезали по хлипкому сооружению на четвереньках.

Застава пограничников находится близ впадения притока Гюльчису, который легко переходится по камням. Здесь у нас последний раз проверили документы. Отсюда за полтора часа доходим до южной окраины селения Верхняя Балкария, где останавливаемся на футбольном поле. Чистая вода — в протекающей рядом р.Рцывашки, первый автобус в Нальчик отправляется в 5:30 утра.

Comments are closed.