Поход на Плещеево озеро

Поход на Плещеево озеро

Поход на Плещеево озеро, 13 – 17 июля 2001 года

Участники: Иванов Михаил, Иванова Светлана, Гордеев Алексей, Якушкина Юлия

Этот поход я планировал как тренировочный перед Кавказом. Хотелось походить с рюкзаком по красивым подмосковным местам и подготовиться к предстоящей горной «единичке». Компанию мне решили составить моя дочь и друзья.
Первоначальный «грандиозный» план включал в себя поход вокруг Плещеева озера, переход до р. Кубрь, переезд на автобусе до Сергиева Посада и на электричке до платформы «Калистово» и переход вдоль р. Яхромы до станции «Морозки» (Савеловское направление).
Не получилось… Во-первых, оказалось, что с этого года нет регулярного автобусного сообщения между Кубринском и Сергиевым Посадом. Во-вторых, критически настроенные участники вполне справедливо заметили, что, сев в электричку, мы уже нигде не выйдем, а поедем домой.

Следующий вариант предполагал выход в г. Александров и был единодушно принят:

1 день – приезд в г. Переславль Залесский и переход по восточному берегу озера до Криушкино
2 день – от Криушкино через р. Векса на северо-западный берег озера
3 день – по шоссе до Соломидино, по дороге до р. Змейка и через Релинский на Первушин
4 день – через Голоперово, Кошелево, Романку на Мостищево
5 день – через Лисавы и Николаевку к р. Нюньга
6 день – выход в Александров и возвращение в Москву.
Таким образом, у нас получалось что-то вроде пешей «единички». Кстати, маршрут мне до сих пор нравится, и я надеюсь его когда-нибудь пройти.

Итак, продукты были закуплены, снаряжение собрано, билеты куплены…

День первый – 13 июля 2001 г.

Выезжали мы со Щелковского автовокзала в 20.15. Билеты в предварительных кассах брал Алексей… Что мы ему сказали по поводу времени отъезда повторить не могу, но дело сделано, надо ехать. Пробки на МКАДе и Ярославском шоссе вынудили водителя не заезжать в Сергиев Посад и в Переславль мы прибыли в 23.05. Сразу же выяснилось, что из рюкзака у Алексея по дороге украли рулон туалетной бумаги. Впереди у нас была тоскливая ночь на автовокзале, скрашенная непрерывным жеванием бутербродов и беседами с местными пьяницами о рыбалке и о том, как не попасться рыбоохране. На все мои уверения, что мы не рыбаки, а туристы был один ответ – «Правильно, так им и говори! Главное, чтоб сети не увидели». Попытка выяснить что-нибудь о дорогах, как и следовало ожидать, успеха не имела. (Меня всегда поражало неумение местных жителей оценивать расстояние и трудность пути).
Наконец, решив, что уже начало светать (ага!..) в 2.45 мы вышли в путь.

День второй – 14 июля 2001 г.

Мы бодро побежали по центральной улице… Вернее, Алексей умчался куда-то во тьму, а я с девушками грустно поплелся, размышляя над извечной проблемой – почему, куда и на сколько ни идти, рюкзак всегда неподъемный?
Естественно, я, как опытный турист, тщательно готовился и изучал маршрут, поэтому, разглядев в темноте указатель «Никольский монастырь», уверенно сказал – «Нам туда» (на самом деле, надо было идти к Никитскому монастырю). Свернули. Долго бродили по улицам и каким-то пустырям, поросшим бурьяном, наконец, вышли к берегу озера. Пошли вправо вдоль берега и вдруг уперлись в широкую реку. Удивлению не было предела. Откуда? Ведь по карте никаких крупных рек в Плещеево озеро на востоке не впадает. После долгих и тяжелых размышлений пришли к выводу, что у меня был «заброд», и мы еще находимся в городе, а перед нами р. Трубеж. Тут и я вспомнил про Никитский монастырь…
Решив, что теперь-то мы знаем куда идти, двинулись дальше. Нашли мостик на другой берег и долго плутали по городу. Тем временем рассвело, появились прохожие, и мы начали спрашивать дорогу. Как ни странно, нам все объяснили очень толково. Мы вышли на Народную площадь и, идя в северном направлении, через Борисоглебскую Слободу, мимо водозаборной станции, вышли к д. Городище. Теперь с ориентировкой все было просто и через 20 – 30 минут мы были на турстоянке «Дубки». Много мест под палатки (стоянка платная – 20 руб. с палатки), пляж, туалеты и оборудованный родник. Но! Жуткая толпа народа, уже в это ранее время жарящего шашлыки, активно похмеляющегося и просто пьющего. Орут магнитофоны в машинах. И ни одной сухой веточки, то есть, дров нет вообще! Я с этим столкнулся первый раз. Конечно, у нас с собой был примус «Пионер», но, как показывает практика, он годится только для разогрева одной-двух кружек воды, а отнюдь не для приготовления полноценного обеда или ужина. (Собственно мы и брали его с такими целями – быстренько разогреть консервы и чай для перекусов).
Нам все это не понравилось. Немного посовещавшись, решаем идти дальше – на таком красивом озере не может не быть прекрасных мест для стоянки. Как же мы ошибались!.. Идем дальше по шоссе и через 2 – 3 км находим необычайно красивые песчаные дюны, поросшие сосновым лесом. Сухих дров исчезающее мало, но они есть. Подходы к озеру представляют собой грязные, илистые болота глубиной… как говорится, «вам по пояс будет», но в небольшом распадке течет ручей. Чистота воды сомнительна, но мы ее все равно будем кипятить. Ну, а когда мы наткнулись на небольшую полянку, где лежало здоровенное сухое бревно, все сомнения отпали. На песке рассыпаны черепки с гребенчато-ямочным узором, значит, здесь была стоянка людей каменного века, а мы чем хуже?
Разбиваем лагерь, завтракаем «вкусностями», которыми забит рюкзак Алексея (по-моему, их больше, чем продуктов в раскладке), начинаем готовить обед.
Дежурные уверены, что чем выше котел висит над пламенем, тем быстрее все приготовится… Верный своим правилам, не вмешиваюсь, но, когда через час вода так и не закипела, прогоняю всех спать, и начинаю сам варить суп. Закончив с готовкой, сижу и планирую дальнейший маршрут. Мимо проходит несколько групп туристов и детей из соседних лагерей. Консультирую их по поводу дорог и достопримечательностей, даю изучить карту. Потом тоже иду спать. Поспали, пообедали. Я, Света и Юля пошли на экскурсию, а Лешка остался готовить ужин.
Мы получили огромное удовольствие от своей прогулки – залезли на Александрову гору, посмотрели на городище Клещино, посидели на Синь-камне, искупались, позагорали и слегка обгорели. Прекрасные виды, свежий воздух – здорово! Вернулись в лагерь. Лешка, верный СВОИМ принципам, опять пытается вскипятить воду и опять не удачно. Пока нас не было, он загорал. На солнце, на берегу озера, на площадке из белоснежного кварцевого песка. Результат очевиден – сильнейшие ожоги на плечах. Девушки начинают варить ужин, я оказываю первую помощь пострадавшему. Потом иду мыться в ручей. Тем временем к ребятам приезжает охрана национального парка и требует денег за установку палаток. Алексей говорит, что такие вопросы решает руководитель, а он отошел. Реакция лесников оригинальная – «А-а, так вы туристы! Ну, тогда можно без денег».
Поужинали и легли спать. Ночью по всему берегу пьяный ор, драки. Нас не тронули. Какая-то мОлодежь проходила мимо, но не подошли. С той же фразой – «Это ж туристы, чего с них взять». Алексей всю ночь спал с ножом в руках, чуть не пырнул Свету, когда она влезала в палатку.

День третий – 15 июля 2001 г.

Подъем в 7.00. Завтрак, сборы. Все стандартно, выходим в 10.00. Мы хотели обойти северный берег озера по узкоколейке, но никаких ее следов найти не смогли. Решили идти через Купанское. Идем по широкой грунтовой дороге в северо-западном направлении. Почти сразу на нас нападает огромное количество слепней. Это что-то жуткое. Лезут в глаза и уши, жрут, жужжат (вечером снял футболку и увидел, что все бока и спина пропитаны кровью). Стремясь избавиться от насекомых идем все быстрее и быстрее, под конец почти бежим. Скоро выходим (выбегаем?) к часовне у источника святой Варвары. Здесь ветер отгоняет слепней и мы отдыхаем и пьем изумительную воду. Впереди виднеется д. Купань, а перед ней влево отходит дорога на с. Купанское. Туда мы и направляемся.
Через пару часов тяжелого перехода через старые торфоразработки под палящим солнцем все жутко устают и просят отдыха. Начала сдавать Юлька – характерные симптомы теплового удара. Лешка из-за ожогов на плечах не может снимать и надевать рюкзак. Тоже жалуется на здоровье. Не очень хорошо и мне.
Наконец выходим к селу. Главная его достопримечательность, на наш взгляд, это пешеходный мост через р. Векса. Метров 200 длинной, гнилой, шаткий, частично поломанный – переход по нему на другой берег всех очень порадовал…
Перейдя реку, устраиваем привал. Обсудив общее состояние, решаем искать место для лагеря. Тем более, что убегая от слепней, мы уже прошли запланированный на сегодня маршрут.
Но тут начинаются проблемы… Все стоянки вдоль Вексы забиты автомобилистами, а к озеру нет подходов (либо болото, либо охраняемые зоны). Дальше начинается сплошная полоса санаториев и детских лагерей…
Идем вперед по дороге – уже все равно куда, лишь бы была вода.
Наконец, местные жители показали более или менее приличное место на лугу, недалеко от берега. Дрова приходится носить из леса за шоссе, а воду берем в озере на пляже соседнего пансионата, куда лазаем через дырку в заборе.
К вечеру, после ужина и мытья, становится ясно, что идти дальше по маршруту неразумно – все мы получили тепловые удары, у Лешки сильнейшие солнечные ожеги, у меня порвался поясной ремень рюкзака и нормальной починке он не поддается. Да и к карте особого доверия больше нет.
Принимаем общее решение – следующий день отдыхаем, а ночью идем в Переславль на автобус до Москвы в 5,55.

День четвертый – 16 июля 2001 г.

Подъем в 8.00, едва ходим… Когда мыли посуду и купались на пляже, пришла какая-то тетка из пансионата и стала ругаться, что мы тут не имеем права находиться, портим воду и тд и тп. Обещала вызвать охрану и выгнать всех вон. Ругаться нет сил, да и конфликтовать не хочется. Начинаю думать, куда бы перенести лагерь – чтобы были нормальные подходы к воде и более-менее чисто (рядом с нашей палаткой все кусты изрядно загажены).
Иду прогуляться вдоль берега и в устье небольшого ручья нахожу практически идеальную полянку. На ней даже лежат аккуратно нарубленные дрова. Один недостаток – нет тени.
В две ходки переносим сюда лагерь. Из палатки делаем тент от солнца.
Купаемся, отбиваемся от слепней, варим и пьем чай, едим таблетки, купаемся, подъедаем запасы еды, которая не требует готовки, купаемся и т.д.
Очень жарко и очень тоскливо. Делать абсолютно нечего… Мысль о том, чтобы выпить водки, вызывает отвращение.
Все время подъезжают люди на машинах – купаются и радуются жизни…
Подходит толстый мужик и просит закурить. Леша дает ему сигарету и зажигалку – зажигалка взрывается у него в руках. Отойдя от первого шока, решаем, что все же какое никакое, а развлечение (тем более, что мужик отделался легким испугом).
Когда мы уже совсем «изжарились», подходят очень милые дедушка и бабушка. Просто поговорить. Оказывается, что они из Королева, а здесь у них дача. Радость от встречи с земляками. Мы отдаем им продукты из раскладки, а в ответ получаем роскошный подарок – несколько литров холодной родниковой воды и пару килограммов смородины! Думаю, имено это и позволило нам продержаться до вечера.
Но все равно, к вечеру у всех озноб и тошнота. Опять пьем таблетки.
В 23.00 выходим к Переславлю. По дороге смотрим на «кукшку», проезжающую вдоль озера по узкоколейке. А потом долго идем в полной темноте по шоссе.
Навстречу попадаются веселые пьяные компании. Какие-то парни на мотоциклах пытаются вызвать нас на драку, но безуспешно – мы ни на что не реагируем.
Самая веселая встреча – убегающая от хозяев корова. Они носятся то в одну, то в другую сторону по дороге, несколько раз обгоняя нас.
Но все когда-то кончается. В 2.00 мы на автовокзале. В 2.30 автобус «Кострома-Москва». В кассе билетов нет, но я договариваюсь с водителями за 500 руб. Прошу Лешку заплатить. В результате водители добровольно скинули цену до 300 руб. (4 человека и 4 места багажа). Садимся в автобус и сразу засыпаем…

День пятый – 17 июля 2001 г.

В Москву приехали в 5.30. До 6.00 ждали открытия метро и домой!
Так окончился самый неудачный поход в моей жизни… И мой первый опыт руководства…

Comments are closed.