Рахманово — Софрино

Рахманово — Софрино

Село Рахманово известно с XIV в. как Нефедьевское, что принадлежало «Александру Никитину сыну Рахманову». В те времена стояла в селе деревянная церковь Дмитрия Солунского, поставленная по преданию самим Дмитрием Донским в честь своего небесного покровителя. Но что послужило поводом для возведения храма, пока неизвестно. По легенде, на этом месте был бивак войска князя Димитрия Донского на пути к Троице-Сергиевой лавре. Ночью он молился своему небесному покровителю Димитрию Солунскому и тот явился князю во сне, обещая победу над татарами, что позже также подтвердил Сергий Радонежский. Но на мой взгляд — это была не дошедшая до нас по анналам битва русских с монголо-татарами, произошедшая поблизости, ведь наконечники стрел, остатки кольчуг до сих пор находят на местных полях. По рассказам старожилов время от времени здесь появляются призраки павших воинов. Как и много веков назад они все несутся друг на встречу другу, сшибаясь в смертельном поединке, все так же горят яростным огнем их глаза, скрежещут доспехи и ржут кони. Но через несколько мгновений все исчезает, будто кто гасит фильм по голографическому проектору.
В XV в. его покупает Никон Радонежский для Троицкой обители. Дальнейшая судьба церкви неизвестна, но в XVI в. Рахманцево — сельцо. В 1608 г. «между селом Здвиженским и Рахманцовым на Пустом» вновь произошло сражение. За Сапегой, двигающимся с пятнадцатитысячным войском к Троицко-Сергиевской лавре, было послано войско под управлением И.И. Шуйского в Большом полку, Г.П. Ромадановского в Передовом полку и Ф.И. Головина в Сторожевом полку. В бою русские полки отразили два нападения и взяли неприятельские пушки. Казалось, они победили. Но Сапега, как повествуют польские летописи тех времен, несмотря на ранение пулей в лицо, не выпускал меча из рук. Он собрал две роты оставшихся у него людей и, сказав своим: «Отечество далеко. Спасение и честь впереди, а за спиною стыд и гибель!», третьим отчаянным ударом смешал Москвитян. Первым обратился в бегство полк Головина, который, отступая, смял порядки полка Шуйского, а Сапега гнал их пятнадцать верст и взял 20 знамен и много пленных. Только Ромадановский с полком, несмотря на гибель сына, продолжал мужественно биться с врагом, покрыв себя неувядаемой славой. Однако и он, ввиду неравенства сил, в конце концов, отступил. Эта битва была предтечей героической обороны Троице-Сергиевского монастыря, продолжавшейся с 22 сентября 1608 г. до 12 января 1610 г. При Алексее Михайловиче в честь вышеупомянутых событий в Рахманове на старом церковном месте строится деревянная шатровая церковь Николая Чудотворца, затем — Вознесенская.
rahmanovoВ 1802 г. на месте деревянной была возведена краснокирпичная в стиле провинциального классицизма Вознесенская церковь с приделами Дмитрия Солунского и Николая Чудотворца в память о предыдущих престолах. Пройдя версту от Рахманово, мы попали в Софрино. Впервые государево дворцовое село упоминается в духовной грамоте Ивана Грозного 1572 г. как Брюхово село Супонево, Сафарынское Ивана Сафарина. Так как «сурожский гость» (купец из г. Судак) Иван Сафарин, по имени которого село было переименовано из Супонева, упоминается в 1482 г., а владевший до него С.Б. Брюхо, который был велико­княжеским наместником в Новгороде, 1475 г. можно сделать вывод, что село возникло ранее указанных выше дат.Тогда при нем существовала деревянная церковь Успения, уничтоженная, видимо, во время Польско-Литовского нашествия. Затем Сафарино остается государевым, числится присельем села Семеновского, а с 1646 по 1664 год отдается в вотчину дьяку Д.К. Дерябину. В 1668 г. здесь строится новая деревянная трехшатровая церковь Успения с колокольницей. В это время село и церковь находились на левом берегу берегу запруженной здесь реки Талицы. С 1684 г. село становится подмосковной вотчиной боярина Ф.П. Салтыкова, дочь которого вышла замуж за царя Ивана Алексеевича, старшего брата Петра I. На правом берегу строится дом вотчинников и несколько дворов прислуги у маленького пруда. Но в связи с общественным положением владельцев Сафарина и частыми посещениями его высокопоставленными гостями усадьба Салтыкова быстро развивается: был по-строен каменный дворец в два яруса, церковь, разбит парк. Дворец был поставлен на высоком берегу Талицы восточнее дома. Первоначально крыша, судя по разным деталям здания, возможно, была железная, хотя на литографии середины XIX в. она изображена деревянной. Дворец соединялся переходом непосредственно с домовой каменной церковью во имя Смоленской Богоматери Одигитрии, построенной в 1691 — 94 гг. в распространенном тогда «нарышкинском» стиле. Кирпичная, богато украшенная резным белокаменным декором ярусная церковь «под звоном», с трехчастной апсидой и притвором представляет яркий образец стиля московского барокко. Поставленная на высоком подклете, она первоначально была окружена открытым гульбищем на аркадах. В притворе устроена внутристенная лестница, ведущая на хоры и на ярус «звона».
sofrinoСтройность пропорций и высокие декоративные качества позволяют отнести памятник к числу выдающихся произведений зодчества конца XVII в. В цоколе среднего алтарного полукружия был устроен вход в усыпальницу, так называемое подцерковье. За храмом шли прямые аллеи липового парка. От Ярославского тракта через деревню Григорково, также принадлежавшую Салтыкову, к усадьбе вела длинная подъездная липовая аллея, фрагментарно еще сохранившуюся. В 1730 г. село как приданое перешло дьяку И.Ф. Ромодановскому, женившемуся на А.Ф. Салтыковой, затем вице-канцлеру и кабинет-министру М.Г. Головкину с приданным за Е.И. Ромодановской. В 1740 г. на месте обветшавшей церкви Успения строится деревянная церковь Одигитрии с колокольницей, которая простояла до 1878 г. С 1742 г. Сафарино было приписано к собственным вотчинам императрицы Елизаветы Петровны. К ее приезду в этом году в Сафарине архитектором М. Земцевым в не-которых постройках были исправлены обветшалые части. Внутри здания было несколько обширных «палат», не считая помещений меньшего размера, вроде спален и т. п. На восток была расположена зала в два света, с венецианским художественной работы камином, зарисовка которого сохранилась до нашего времени. Очевидно, при Ягужинских камин был украшен лепным гербом этой фамилии. Камины имелись и в других помещениях, а в сенях для красоты была поставлена «печь муравленая круглая». В XVIII в., в период расцвета Сафарина, его дворец был богато меблирован. В комнатах стояли круглые столы и коридоны (столики) китайской работы, кресла и стулья, крытые бархатом и кожей, стол с аспидной доской, на стенах висели портреты в круглых золоченых рамах, по углам иконы в ризах, усыпанных драгоценными самоцветами; карнизы были украшены лепкой, потолки расписаны, оконные ставни обиты красным сукном. Со двора в палаты вело каменное крыльцо с деревянными перилами под крытым навесом. Ко дворцу примыкал большой сад с плодовыми деревьями, цветником, парниками, прудом. В 1759 г. село было возвращено Е.И. Головкиной, а после ее смерти перешло ее племяннице В.Н. Ягужинской. Помещица добровольно в 1833 г. освободила сво-их крестьян, наделив их землею, и после этого усадьба быстро пришла в упадок. Старинный дворец, упоминавшийся в то время как прекрасный представитель русской старины, без ремонта ветшал и вскоре был разобран, сад — запущен и вырублен. На месте примыкавших к церкви каменных боярских палат XVII в. в 1862 — 66 г г. были выстроены колокольня и трапезная. В 1902-1904 гг. Археологическое общество одобрило проект архитектора Г.И. Попова о пристройке к церкви с юго-запада придела и церковно-приходской школы под ним. В 1912 г. южный Никольский придел был построен. Во время реставрации 1972 г. в церкви была найдена спрятанная после революции церковная казна, которая собиралась около двухсот лет. В ней были медные и серебряные монеты различных номиналов с 1731 по 1916 г.

Помнится, что бы поближе рассмотреть церковь, пришлось перелезать через ограду (церковь лет десять находилась в перманентной реставрации). Прибежала охрана и впала в шок, когда на вопрос «Что вы здесь делаете?» получила ответ «Рассматриваем памятник архитектуры».

Иванов М.К.
Коршун В.Е.
Члены Союза краеведов России
Члены Российского Философского общества

По материалам сайта — http://www.kvest-kite.narod.ru/

Comments are closed.