Поход выходного дня: Ситенка — Городище

Поход выходного дня: Ситенка — Городище

Один из самых любимых наших маршрутов на котором туриста встречают разнообразные пейзажи – поля, леса, реки с порогами, глубокие овраги. По пути встречается несколько населенных пунктов, имеющих древнюю историю.
Протяженность маршрута – 18-19 км в «базовом» варианте, но может быть увеличена до 25 км.
Кроме того, здесь находятся месторождения цветных камней – агатов и халцедонов (подробнее — http://www.geo-rus.ru/sitnya.htm)

Начинается поход от ст. Ситенка, куда мы приезжаем на электричке с Павелецкого вокзала (расписание электричек).Выходим из последнего вагона, спускаемся с платформы и идем вправо по асфальтовому шоссе, оставляя слева по ходу село Воскресенки.

воскресенки

Немного истории: «Воскресенки располагаются на опушке небольшого леса на правом берегу речки Ситни (Ситенки) примерно в 15 километрах севернее районного центра Ступино и 95 километрах южнее Москвы.
Село Воскресенское было основано приблизительно в конце XV — начале XVI веков. В середине XVI века оно было пожертвовано в Белопесоцкий монастырь князем И. А. Лапиным-Оболенским. Первая деревянная церковь с колокольней была построена в Воскресенском в 1735 году. В разное время село относилось к Серпуховскому, Коломенскому и Каширскому уездам Московской губернии. На севере Воскресенок находился Ильинский погост, Каширский торговый тракт из Москвы проходил чуть западнее. В 1862 году население села составляло 218 жителей. В начале ХХ века силами Коломенского земства при участии М. С. Лунина в селе открылась школа, был достроен новый каменный храм, после чего ветхую церковь Илии Пророка разобрали. По данным 1912 года в селе имелось 36 дворов приписанного населения, земская школа, чайная лавка.
После революции Воскресенки вошли в состав новообразованного Каширского уезда, а затем Ступинского района. В селе имеются кладбище, Воскресная школа, сохранилась церковь.
Восстановленная во второй половине ХХ века Покровско-Ильинская церковь (Покрова Пресвятой Богородицы) в Воскресенках построена в псевдорусском стиле (одноглавый четверик и колокольня) с двумя приделами — Никольским и Ильинским. Строительство храма началось в 1847 году тщаниями приходского священника Павла Успенского и купцов И. В. Шишлова и З. Ф. Федотова. В 1853 году была закончена трапезная и освящён престол святого Николая, престол Илии пророка был освящён тремя годами позже. Центральная часть храма с престолом во имя Покрова Божией Матери была открыта в 1887 году. Последние строительные работы закончились в начале ХХ века, когда была достроена колокольня, поставлена ограда, а на месте старой деревянной церкви установлен часовенный столб святителя Николая.
В 1950-х годах церковь была закрыта, но уже в 1960-м возвращена верующим. В 1962 году в Воскресенки был переведён отец Дмитрий Скуцкий, которому удалось восстановить разорённый храм. В настоящее время церковь полностью функционирует»

Через 900 м дорога поворачивает направо к д. Колюпаново, до которой остается еще чуть больше километра. Поворачиваем налево к деревне, а затем направо, в направлении поля. Можно пересечь поле и идти дальше вдоль края леса, но удобнее повернуть по дороге налево и идти вдоль окраины деревни до р. Ситня. Но дороге, идущей вдоль реки, идем вниз по течению (на В) до леса и правого притока Ситни ручья Речица (или Голодный). Здесь надо правильно выбрать путь – идем по тропинке до ручья. Тропинка бывает заболочена в сырую погоду. Ручей обычно можно перепрыгнуть или перейти по камням. В крайнем случае, его можно перейти вброд – глубина совсем не большая, в сапогах или хороших ботинках даже не придется разуваться.

ручей 1 ручей 2

На другом берегу мы поднимаемся на склон долины. Важно не пропустить тропу – она идет по старой, частично заросшей дороге и не всегда сразу можно понять, где ее начало. Если вы потеряли тропу, то лучше всего идти вдоль высокого берега Ситни вниз по течению, пока не наткнетесь на нее.
Через 1 км доходим до следующего оврага, переходим ручей Бордуховский, текущий по его дну, по бревну и поднимаемся на крутой склон по верху которого идет дорога со старым асфальтом.

овраг 1
овраг 2 овраг 3

По дороге поворачиваем налево и через 900 м. подходим к шоссе, за которым находится с. Старая Ситня.
Отсюда, при необходимости, можно уехать на автобусе в Ступино, где сесть на электричку до Москвы. Справа, на небольшом удалении, видно новое здание магазина.

Немного истории: «Село Старая Ситня входит в состав городского поселения Ступино. Через село протекают реки Ситня и Каширка, неподалеку находятся родники. Имеется автобусное сообщение со Ступино, поселком Малино, деревней Матюково, селом Куртино.
В 1577 году упоминается как половинка села Старого на речке Ситне, в 1627 году — полсела Старого Ситны. С середины XIX века — Старая Ситня.
В 1767 году в усадьбе (до наших дней от нее ничего не осталось) была построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которая была закрыта в 1932 году. С 1996 года ведутся богослужения, церковь ремонтируется.
В документе, озаглавленном «Чертеж земель села Ситни на речке Коширке» и составленым в 1689 году неким дьяком Дмитрием Федоровым, изображены окрестности села, которые на тот момент принадлежали князьям Чертенским, а часть монастырю, но какому именно, пока не нашел. Обычно, подобные чертежи составлялись «при спорных дела», т.е. в том случае, когда владельцы соседних землевладений уточняли их границы.
К слову, с. Старая Ситня с окрестными землями принадлежала Чертенским ещё в 16 веке, о чем есть запись в писцовой книге за 1577 год. «За князем Богданом Чертенским, а прежде того, за его отцом Василием пол села Старого на речке Ситне да на Коширке, а в селе храм Рождества Причстыя Богородицы, деревянна, да придел Василия Кесарийского…».
Откуда взялись князья Чертенские, сказать сложно, но известно из дворовых списков Ивана Грозного, что они были «литвой дворовой», т.е. имели литовское происхождение и занимали незначительные должности при дворе. Однако фамилия Чертенские известна и ранее – они упоминаются в списках князей и бояр смоленских в начале 15 века, когда Смоленск был литовским городом – там они владели не большим уделом. В книге Иванова Н.М. «История Литовско-Русского государства в именах и датах» сказано, что род этих князей в России прекратился в 1661-1691гг., но по другим сведениям существовал и позднее, в 18 веке.
Каким образом род угас, не известно, но по всей видимости, в конце 17 века он ещё благополучно существовал и имел в своих владениях земли. Скорей всего с этим княжеским родом мы имеем дело, и один из наделов которого был – с. Старая Ситня. По всей видимости, эти князья получили его в вотчину от Ивана Грозного за какую-то службу, что было обычной практикой в то время.
старая ситня
Вернемся к плану. Первое, что мы видим – это церковь, вокруг которой расположены дворы князей Кондратия, Григория и Петра Чертенских. Замечу, что в то время были одними из московских стряпчих Кондратий Григорьевич и Григорий Григорьевич Чертенские. Известен и Григорий Иванович Чертенский – князь, помещик. Не их то вотчиной была Ситня, и не те ли дворы, что отмечены в плане им пренадлежали? Думаю, что вероятность велика, тем более, что был история помнит и московского стряпчего Петра Григорьевича Чертенского. Правда есть и другой П.Г.Чертенский – князь, стольник, Скопинский воевода. Все эти люди жили как раз в интересующий нас период – в 1660-1710гг., некоторые были братьями.
По левому берегу р.Ситни идет земля Чертенских, по правую – земля монастырская, на которой располагались и дворы монастырских крестьян. Крестьянские дворы были и на стороне княжеской – у церкви, на берегу реки.
На другой стороне р. Коширки, напротив княжеских строений обозначены дворы крестьянские. Здесь на окраине селения располагалось гумно с хлебом и скирды. Эта земля, по правую сторону Коширки в 16 веке принадлежала дьяку Андрею Шерефединову, и была «старой их вотчиной». Странное сочетание – дьяк, да с татарским прозвищем. Андрей Васильевич Шерефединов, достаточно известная личность – происходил он из многочисленной в 16 веке дворянской фамилии; государев дьяк «разряду дворового», в 1566 году был послан гонцом к королю Польскому, в 1567 – гонцом в Стокгольм, в 1570- в Смоленск, в 1584 он был отправлен послом в Крым. С 1576г. занимал должность первого разрядного дьяка (разрядные дьяки относились в свою очередь к думным дьякам — составляли и правили проекты решений Боярской думы и царских указов, ведали делопроизводством Боярской думы и важнейших приказов). Не редко присутствовал на приемах послов и судя по всему, был весьма грамотным человеком. За службу был жалован землями в Коломенском уезде.
Так или иначе, но во второй половине 17 века эта земля принадлежала уже Чертенским, на которой они вели хозяйство. Например, судя по плану, то севернее селения было «поле озимое ржаное, что сеял князь Кондратий Чертенский к нынешнему 1689 году».
Когда село перестало принадлежать этому роду, сказать сложно. Известно лишь, что на момент генерального межевания в 1769 года оно уже было владением ротмистра конной гвардии — Якова Афанасьевича Татищева. К этому времени исчезли и дворы Чертенских, что находились на левом берегу р.Коширки. Сейчас на этом месте послевоенная застройка»
Источник — http://is-tok.ru/forum/27-58-1

Переходим шоссе и мимо старого кладбища идем через поселок в направлении на ВЮВ. Через 500-600 м выходим на центральную улицу Старой Ситни и по ней, еще через 500 м, подходим к мосту через р. Каширка.
За мостом идем направо по асфальтовой дороге, ведущей в ЮВ направлении. Через 700 м подходим к оврагу, по которому течет левый приток р. Каширка. За оврагом – строения детского лагеря.
Здесь есть два варианта продолжения маршрута.
Если мы хотим пройти 25 км, то дальше следует идти вверх по орографически правому берегу притока (на карте – это красная линия). Можно попытаться пройти напрямую, но низовья его долины труднопроходимы. Лучше свернуть с асфальта влево на дорожку, ведущую к дачным поселкам, пройти мимо них и найти тропинку, которая спускается в овраг к роднику с чистой питьевой водой. Дальше тропинка идет по дну и борту оврага. Места весьма живописные, напоминающие горные каньоны в миниатюре. Тропинка выводи нас на окраину с. Старое.

Немного истории: «В писцовых книгах от 1575-го года записано – «Комаревского стана сельцо Старое в вотчине дьяка А. Шерефетдинова». Село Старое в бывшем Коломенском уезде известно с XVII-го века. От частых набегов татар и беспредела творившегося в Смутное время, село к 1620-му году обратилось в пустошь. Потому и прячется от людей – крепко видно досталось в Смуту…
В 1775-ом году неизвестными благодетелями в селе Старом была построена деревянная церковь во имя Рождества Богородицы»

В нем надо подойти к старой церкви и около нее повернуть направо и, идя в южном направлении, выйти из села на поле, по которому идет грунтовая дорога. Поворачиваем направо и продолжаем путь по этой дороге (на Ю).
Если же мы идем по более короткому маршруту, то, перейдя овраг по мосту, подходим к воротам лагеря и идем дорогой вдоль забора (забор справа от нас) и выходим в лес.
Далее идем лесной дорогой на СВ около 2 км до края леса. По пути нам встретятся два оврага с ручьями, но переход их не представляет сложности.
Выйдя на поле идем вперед до дороги, ведущей из с. Старое.

поле

Поворачиваем по этой дороге направо (на ЮЮЗ, а затем на ЮВ) и идем 2-2,5 км до р. Хочемка. Дорога иногда бывает грязной и разъезженной машинами и квадроциклами.
Хочемку переходим вброд. В сухую погоду это можно сделать не разуваясь, но после дождей перейти ее можно или босиком или в высокой обуви. Весной глубина может быть по колено.

хочемка

За бродом можно сразу повернуть налево, подняться на высокий берег и пройти насквозь д. Хочемы, либо пройти вниз по течению около 500 м и подняться наверх там.

Немного истории: «Одно из первых упоминаний о деревне встречается в духовной грамоте князя Димитрия Донского. В ней сказано, что Василию, сыну Димитрия Ивановича, передается Коломна с ее волостями, в числе волостей названа и Хочёма.
Годом основания волости Хочёма считается 1406 год. До настоящего дня достоверно не известно, откуда деревня берет это название. В одной из легенд говорится, что свое имя деревня взяла от любимой жены хана Батыя, Хачмы. По преданию, она поставила свой шатер на месте этой деревни.
В 1577 году Хочёма — уже сельцо, которое было поделено на две части. Одна часть числится за Степаном Булгаковым, а вторая, на речке Хочёмке — на оброке за Иваном Тимофеевичем Мясоедовым. В наше время следы столь давнего разделения прослеживаются через то, что в такой маленькой деревеньке имеется две улицы: Шатровая и Красногорская»

Затем, дорогой, идущей вдоль ЛЭП мы подходим к краю леса (налево от деревни по ходу маршрута).
Отсюда снова есть два варианта пути – вдоль ЛЭП и вдоль берега р. Каширка.
По расстоянию они одинаковые. Путь по ЛЭП пересекает несколько глубоких оврагов с крутыми склонами, дорога здесь практически всегда чистая. Дорога вдоль реки более красивая, но в сырую погоду бывает очень грязной.
Вариант пути по ЛЭП (оранжевая линия на карте) абсолютно очевиден, дойдя до с. Городищи надо повернуть направо и идти по центральной улице до шоссе.
Если мы выбираем путь вдоль реки, то перед лесом надо повернуть направо и идти по дороге до с. Городищи.

вдоль каширки 1 вдоль каширки 2

Перед селом надо выбрать дорогу, ведущую вверх к домам и выйти на центральную улицу. По ней поворачиваем направо и спускаемся к шоссе, по которому ходят автобусы (расписание автобусов до Ступино) до ст. Ступино (расписание электричек до Москвы) и пл. Белопесоцкий (расписание электричек до Москвы)
Рядом с автобусной остановкой расположено городище Старая Кашира, осмотром которого можно закончить маршрут.

городище

Немного истории: «Старая Кашира – городище квадратной формы, расположенное вблизи р. Ока, на другом берегу от современной Каширы, на берегу реки Каширки. Примыкает к деревне Городище, на другой стороне – село Старая Кашира.
На месте будущего города была деревня, упомянутая в 1356 г. в духовной Ивана Красного.
С конца 15 в. — это южный форпост Московского государства, защищавший дорогу на Верхний Дон. У устья Каширки была возведена мощная деревянно-земляная крепость для защиты южных подступов к Москве и переправ через Оку.
В духовном завещании Великого Князя Ивана Красного (сына Калиты) от 1355-56-го годов уже встречается название поселения Кошира, в устье реки Коширки, которое он завещал сыну своему Дмитрию, а также в 1355-м году упоминается Епископ Коломенский, который уже тогда титуловался и как Коширский.
При святом благоверном князе Димитрии Донском, Кошира стала городом.
В конце XV начале XVI вв. Кошира была пожалована в «кормление» бывшим казанским царям Магмет-Амину (1496 — 1502), Абдул-Лятифу (1512 – 1516) и Шигалею (1532).
А в 1531-м году была построена новая Коширская крепость.
Вот как описывает древнюю Коширу писцовая книга от 1578-го года:
«…место городовое… в длину 80 сажен, а поперёк 60 сажен, а у города были двое ворота: большие да меньшие, водяные, на реку на Коширу.
На городе было 8 башен да 180 городен, да у городовой стены колодезь, от него был выведен тайник к реке к Кашире…, а в нём была соборная церковь Успения Пречистой, древяна»…
Из восьми крепостных башен две были проездные.
В городе было пять слобод (Плотничья, Белая, где находились осадные дворы местного дворянства, Черная, где жили ремесленники, не находившиеся на государственной службе и поэтому не освобожденные от несения посадского налога – «тягла», Ямская, Рыболовная) и 14 деревянных храмов».
Поражает стойкость и мужество жителей. В XVI в. город около 20 (!) опустошался набегами татар.
В 1571-м году в ходе набега хана Девлет Гирея Кошира была разграблена и сожжена.
Стоит отметить, что Девлет Гирей сполна ответил за свои деяния. Он был жестоко разгромлен русскими войсками в битве при Молодях
После нашествия Девлет Гирея и эпидемии чумы в 1571 г., голода 1601-02 гг., разорения Смутного времени, старая Кашира запустела. В 1619 г. перенесена с левого берега Оки на правый (в 5 км вверх по течению) и заново отстроена».
Источник — http://www.strannik-sergey.ru/2010/2/2010-05-16-Stupino-Belopesotskii/2010-05-16-Report.html

Карта с ниткой маршрута
ситенка-городищи

Карта – скачать, карта в формате .map — скачать

Рекомендуемый GPS трек – скачать

Дополнительный GPS трек от Старой Ситни до с. Старое и д. Хочемы — скачать

Comments are closed.