Поход выходного дня: Абрамцево — Радонеж — Калистово
Небольшая прогулка протяженностью всего в 15,5 км. Проходит по красивым местам, везде есть дороги и тропинки. Пересекает несколько населенных пунктов, где есть магазины и возможность уехать на автобусе к железной дороге или сразу в Москву. Прекрасно подходит для начинающих туристов.
Начинается маршрут от станции Абрамцево, куда мы приезжаем на электричке с Ярославского вокзала (расписание).
В середине платформы есть полуразрушенная лесенка вверх, на насыпь, от которой начинается тропинка по мостику через небольшую канавку и дальше через поле к шоссе Радонеж-Хотьково. Вправо от нас, примерно в 1 км, находится ферма с магазином, где можно купить свежие молочные продукты, колбасу, сосиски. Это, если мы уже проголодались или забыли запастись едой ))) Перейдя шоссе мы продолжаем путь по бетонной дороге, ведущей мимо леса, где расположена воинская часть (туда лучше не ходить). Примерно в 1 км от шоссе поворачиваем направо к д. Короськово. Пройдя деревню насквозь, выходим на широкую просеку ЛЭП.
Наиболее рациональный путь идет по дороге вдоль ЛЭП. Немного не доходя до шоссе Радонеж-Хотьково, поворачиваем по грунтовой дороге налево и примерно через 0,5 км пересекаем шоссе.
От этого места есть два варианта пути.
Первый удлинит наш маршрут примерно на 2 км (этот вариант обозначен на карте коричневой линией). После пересечения шоссе мы поворачиваем направо, на грунтовую дорогу, ведущую вдоль ЛЭП, пройдя по ней примерно 1,3 км, мы выходим на поляну на вершине горы, где перед нами открывается вид на долину р. Воря. Справа по ходу высокий песчаный обрыв, под которым протекает река. Обрыв известен среди местного населения под названием «Песчанка». Раньше с него открывался великолепный вид на широкую котловину, имеющую ледниковое происхождение, по которой протекает р. Воря. К сожалению, сейчас долина активно застраивается дачными поселками, что существенно портит пейзаж…
Отсюда, если у нас мало времени, можно спуститься по тропинке вдоль крутого левого берега реки к мостику и, через деревни Новоселки и Антипино и мимо дачных поселков Восточное Абрамцево и им. Калинина выйти к пл. Калистово (на карте – желтая линия).
Если же мы продолжаем наш маршрут, то от поляны поворачиваем налево на лесную дорогу по которой через 700-800 м выходим в поле к очередной ЛЭП. По пути через лес советую обратить внимание на заросшую просеку, пересекающую наш путь – это остатки старого Переяславского тракта. Через поле в направлении ВСВ идет тропинка, которая выводит к берегу р. Пажа.
Второй вариант короче и рациональнее, но несколько проигрывает в зрелищности. После шоссе мы поворачиваем по грунтовой дороге налево, пересекаем небольшой овраг и идем полевой дорогой. Слева по ходу – заросшая лесом и кустарником долина р. Пажи, справа лес. Дорога несколько петляет по полю. После пересечения ЛЭП внимательно смотрим влево – после верховьев небольшого овражка и перед молодым березняком надо повернуть налево к берегу Пажи
(основная дорога уходит прямо в лес) и найти тропинку, спускающуюся в пойму и выводящую к мосту. Мост покосившийся, но прочный (из бетонных плит). По нему пересекаем р. Пажу. Если поход проходит в холодное время, то мостик может быть покрыт льдом, тогда через него надо переходить осторожно, с взаимной страховкой.
По дороге мимо городища Радонеж поднимаемся на высокий берег в с. Радонеж.
Немного истории: «Село Радонеж является древнейшим поселением района. Люди жили здесь задолго до прихода славян. Скорее всего, это было финно-угорское племя меря с его культом медведя, бронзовую фигурку которого археологи нашли тут при раскопках. Впоследствии меря, по всей очевидности, смешались с пришельцами, которые принесли на заснеженный север высокую земледельческую культуру. Поселение было основано в ходе заселения славянами Волго-Окского междуречья и существует около 900 лет. На плоской вершине холма, возвышающегося к северу от села, вероятно, было языческое капище с каменными изваяниями, посвященное Дажьбогу, славянскому божеству солнечного белого света. На юго-восток — поле «Могилицы» — селище ХIII- XIV веков; лощиной оно отделено от урочища Белые боги, в котором по легенде находился мегалитический полушар радиусом 3 м. Первые письменные упоминания о Радонеже встречаются в духовных грамотах великого московского князя Ивана Калиты 1336 и 1339 годов. Согласно этим завещаниям князя его жена Ульяна после смерти мужа в 1340 году стала пожизненной владелицей ряда северных и восточных волостей и сел. В ее удел вошла, в частности, волость Радонежская с селом Радонежским. Волость находилась на северо-востоке Московского княжества и занимала территорию, ограниченную реками Ворей, Торгошей и Белей. В селе, представлявшем собой большую укрепленную усадьбу с возведенным рядом с ней храмом Рождества Христова, еще со времен Ивана Калиты проживал назначаемый на определенный срок наместник. Одной из его обязанностей было привлечение в волость людей из других земель путем дарования разных «льгот и ослаб». Вероятно, из-за этих льгот в начале 1330-х годов в Радонежскую «весь» переселилось несколько семей из Ростовского княжества. В числе переселенцев была семья обедневшего боярина Кирилла. Возможно, именно он вместе с женой основал выше по течению Пажи на Хотькове монастырь в честь праздника Покрова богородицы. В 1345 году их сыновья Стефан и Варфоломей, постригшийся в монахи под именем Сергия, поселились на холме Маковец. Холм располагался в чаще леса, на берегу речки Консеры (Кончуры) в пятнадцати верстах от Радонежа. Здесь вот Сергий и поставил скромную сосновую келью, тем самым был основан ставший впоследствии всемирно знаменитым Троице-Сергиев монастырь. В 70-е годы XIV века Радонежем стал владеть князь Владимир Андреевич Серпуховский, двоюродный брат великого Московского князя Дмитрия Ивановича. На рубеже XIV-XV веков Радонеж впервые был упомянут, как городок. В состав городка Радонежа входили крепость в излучине Пажи, посад, а также у пашни сенные покосы и всякие угодья. Крепость поставлена была на границе Московского княжества и контролировала древнюю Переславскую дорогу. С проезжавших купцов взимали мыт за провоз товаров в другие княжества и тамгу с тех, кто торговал в самом городке. По ней не раз проезжали сам Сергий, Димитрий Донской, Владимир Храбрый. По ней же шло к Москве ополчение Минина и Пожарского. Значительные участки дороги в лесах под Радонежем сохранились до сих пор. От крепости до наших дней сохранилась часть земляных валов на высоком мысу левого берега Пажи, еще недавно замыкавшихся в треугольник, это остатки стен городища, скорее всего, они были сложены из городен — срубов, заполненных землей. Перед стеной выстраивался обычно частокол из заостренных бревен, у подножия склона был ров, в дно его вбивали заостренные колья — частик; поверху стены на верхних ярусах устраивалась галерея для стрелков. С 1410 по 1426 год Радонеж являлся столицей небольшого удельного княжества, состоявшего из трех подмосковных волостей и ряда других земель. Крупными событиями в жизни княжества были отмечены 20-е годы XV века. В 1422 году произошло «обретение честных мощей игумена Сергия, радонежского чудотворца». Канонизация Сергия вероятно, была проведена по инициативе тогдашнего игумена Троицкого монастыря Никона и князя Андрея Радонежского. В «память и похваление» этому второму святому московской земли в монастыре возвели белокаменный Троицкий собор, главным украшением которого служила икона «Троица» Андрея Рублева. В 1425-1426 годах от морового поветрия умерли все сыновья Владимира Андреевича. Их земли, в том числе Радонежское княжество, перешли во владение князя Василия Ярославовича, внука Владимира Андреевича. Из столицы Радонеж превратился в рядовой городок Серпуховского княжества. На северо-востоке от села обзорную панораму заключает летописная «гора под Радонежем», где стоял великокняжеский дозор Василия II, внука Димитрия Донского, когда он приехал на богомолье в Троицкий монастырь. В 1446 году здесь произошли самые драматические события войны 1425-1453 годов князей рода Ивана Калиты. Благодаря хитрости князя Ивана Можайского, посланные им воины въехали в гору под рогожами на санях, замаскированных под купеческий обоз, и беспрепятственно обезоружили стражу великого князя, стоявшую дозором на радонежской горе. Застигнутый врасплох Василий пытался укрыться в Троицком соборе у гроба Сергия, но его все же схватили, увезли в Москву, ослепили, и в историю он вошел как Василий Темный. В начале XVI века по указу Ивана III был образован Радонежский уезд. Он состоял из волостей Радонеж, Бели, Воря и Корзенев, протянувшихся широкой полосой вдоль среднего течения Вори и ее притоков. В 20-е годы XVI века в Радонеже был устроен ям, воздвигнута церковь Афанасия и Кирилла Алесандрийских. В 1610 г. войска Лжедмитрия II сожгли город. Радонеж и ямская станция были полностью разорены. Зимой 1616 года город стал монастырской вотчиной и туда была передана из соседнего дворцового села Воздвиженского башня — «повалуша», перестроенная в Преображенскую церковь. Это был храм шатрового типа с колокольней и приделами Михаила Малеина и Сергия Радонежского. Возле недействующей церкви Афанасия и Кирилла устроили сельское кладбище. В течение 1617-1620-х годов троицкие власти заселили пожалованную вотчину крестьянами из других сел и деревень, давая им льготы. Благодаря этим мерам Радонеж возродился под названием село Городок Радонежский, которое в XIX веке приняло сокращенную форму — село Городок. В сентябре 1682 года, на Городке погребли казненных за околицей села Воздвиженского князя И. А. Хованского и его сына. Предполагаемое место их погребения — Подафанасов луг, расположенный к югу от села, где в XVI-XVII веках стояла церковь «Афанасия Великого, что на погосте». Судя по найденным на нем белокаменным надгробным плитам, кладбище на нем существовало уже в XV веке. Западной границей земель городка служила Воря на участке от поселка Заречный до Фоминского оврага. Фоминский овраг служил восточной границей земель городка. Южная граница проходила по Олешковскому, Могилицкому и Большому оврагам, затем огибала погост, расположенный между посадом и большим оврагом и спускалась вниз по Паже до прудовой плотины и от нее оврагом поднималась на водораздел, пересекала его и спускалась к Воре. Общая площадь земель городка равнялась примерно 8 кв. километрам. В 1757 г. церковь перестраивается, а в 1834- 1840 гг. на средства прихожан и пожертвования в селе была выстроена каменная Преображенская церковь, один из лучших памятников стиля ампир в Подмосковье. Кирпичное здание с применением белого камня в деталях обладает характерной для своего времени композицией. Бесстолпный одноапсидный четверик храма с боковыми портиками дорического ордера увенчан купольной ротондой. С запада к нему примыкают трапезная и трехъярусная со шпилем колокольня, завершенная цилиндрическим ярусом звона. Стены апсиды и трапезной обработаны квадровым рустом, колокольни — сдвоенными пилястрами. Карнизы деревянные. Интерьеры украшают деревянные резные иконостасы: главный пятиярусный в формах эклектики, 1890 гг., и двухъярусный придельный с чертами псевдорусского стиля, 1862г. Стены и своды покрывает масляная живопись, исполненная в храме в 1870г., в трапезной И. М. Малышевым в 1863 г.; поновлена и прописана в 1960-х гг. Кирпичная церковная ограда восстановлена в 1969 г. по образцу прежней, 1855 г. В начале XX века радонежское городище стало использоваться в качестве кладбища. С севера к селу подступает еще один овраг с чистым, холодным родником. Рядом с ним раньше стояла часовня, разрушенная в 1934 — 36 гг. Исконное название селу возвращено в ноябре 1989 г.»
Около церкви есть ларек, где можно выпить горячего чая или кофе, съесть монастырскую выпечку, приобрести сувениры.
Из Радонежа можно уехать на автобусе № 43 до ст. Хотьково, откуда ходят электрички в Москву.
Пройдя немного по центральной улице, поворачиваем направо в первый проулок, который выводит нас в поле. Оставляем крайние дома слева и идем по грунтовой дороге на восток. Вдали виднеется купол храма в с. Воздвиженское. Дорога спускается в овраг по дну которого течет ручеек и через небольшой сосновый лесок выводит нас на берег озера, расположенного в старом песчаном карьере. Впереди видно Ярославское шоссе и село Воздвиженское.
Здесь (в лесу и около карьера) наилучшие места для привала. В озере можно искупаться – вода чистая.
Отсюда остается всего 300 м до Ярославского шоссе, пройдя по которому еще 200-300 метров влево мы попадаем на остановку, где можно сесть на автобус до Москвы.
Если пересечь Ярославское шоссе, то мы попадаем в с. Воздвиженское.
Немного истории: «Село Воздвиженское, стоящее на пути между Москвой и Троицей, по письменным источникам известно с XV в., но по местным преданиям здесь стоял лагерем Дмитрий Донской. По пути к старцу Сергию перед походом на Куликово поле он якобы собирал здесь отряды. На месте, где стоял шатер князя, была поставлена деревянная церковь Крестовоздвижения, которая, многократно перестраиваясь, простояла до 1847 г., когда в связи с постройкой одноименного кирпичного храма была перевезена на погост, в начале 1860-х обращена в часовню, а в 1869 г. вовсе упразднена из-за ветхости. На кладбище же среди старых надгробий раньше встречались имена воинов 1812 г. Теперь все старые надгробия утрачены. В 1556 г. Иван Грозный распорядился построить в Воздвиженском путевой дворец с церковью Николая Чудотворца, который впоследствии неоднократно горел, разрушался и восстанавливался. Последний раз — в 1730 г. При дворце была кухня — деревянная; церковь Воздвиженья деревянная, четыре житницы, скотный двор. Дворец был местом отдыха императриц XVIII в., возобновивших пышные шествия в монастыри. Екатерина II последней из царствующих особ остановилась в Воздвиженском. После нее дворец был заброшен и разобран за ненадобностью. В конце XVIII в. село переходит в частное владение и при нем устраивается усадьба. В середине XIХ в. село принадлежит А.И. Мухановой, которая строит здесь кирпичную церковь, сохранившуюся до сих пор. По ясности замысла и совершенству пропорций она может быть причислена к выдающимся произведениям московского ампира. Строительство велось под наблюдением Д.Ф. Борисова по проекту 1834 г. Центрическое здание, в плане близкое к квадрату, имеет исключительно редкую для своего времени композицию храма «под звоном». Массивный куб церкви с широко расставленными четырьмя столбами увенчан барабаном-звонницей и со всех сторон обработан небольшими портиками греко-дорического ордера. Для размещения придела церковь внутри имеет хоры с точеной балюстрадой, расположенные по периметру стен. Центральная часть храма перекрыта плоским куполом, хоры и барабан — ложными, выполненными в дереве сводами. Благодаря хорам интерьер церкви получил светский характер зала с плоским потолком и прорывом в центре к парящему куполу. От внутреннего убранства остался главный резной иконостас конца XIX в. В начале ХХ в. при селе числились имения В.П. Аигина, А.И. Истомина и А.М. Никифорова.
Наибольшую известность село Воздвиженское и соседняя деревня Голыгино получили после выхода в свет повести А. Рыбакова «Бронзовая птица» (есть одноименный фильм), в которой автор пересказывает местную легенду в главе «Голыгинская гать». Надо отметить, что эта история описывалась и ранее (М. Макаров, 1838; И.К. Кондратьев, 1893 и т.д.). А связана она с находящимся в версте от Голыгина селом Воздвиженским, в котором находился путевой государев дворец. Дело было в следующем. В 1682 году вспыхнул стрелецкий бунт. Правительницей стала царевна Софья, которой удалось уговорить стрельцов успокоиться, пообещав им целый ряд льгот. Тем не менее положение продолжало оставаться напряженным. Во главе стрелецкого войска стоял князь И.А. Хованский. Получив, предупреждение о готовящемся заговоре, Софья с малолетними царями Иваном и Петром, царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной и сестрами уезжает из Москвы в Коломенское, затем в звенигородский Саввино-Сторожевскнй монастырь, а в середине сентября перебирается в Воздвиженское, где останавливается в путевом дворце. 17 сентября, в день именин правительницы, московские бояре выехали в Воздвиженское, чтобы поздравить царевну. Был приглашен и князь Иван Хованский с сыном Андреем. Навстречу из Воздвиженского был отправлен князь Лыков, захвативший врасплох Ивана Хованского в селе Пушкино, а сына Андрея в «деревне против Братовщины». Схваченные по подозрению в измене Хованские были доставлены в Воздвиженское ко дворцу, где князьям отсекли головы на площади у Большой Московской дороги. Тела их не велено было предавать погребению — их просто затоптали в болотистые берега Вори у деревни Голыгино. По легенде, казненные Хованские осенними ночами поднимаются из болота, выходят на дорогу и умоляют путников о христианском погребении, снимая шапки вместе с головами и прося засвидетельствовать в Москву, что казнены безвинно. Память об этих событиях до сих пор сохранилась не только в придании, но и в местной топонимике — урочища Виселицы, У стрелецких могил… История про клад, описываемая Рыбаковым получила неожиданное подтверждение. В 1985 году, как писал «Огонек», «в селе Воздвиженское при строительстве садово-дачного кооператива из земли были извлечены два окованных железом сундука, в которых находилось около двух тысяч золотых и серебряных монет XVIII века. В этом месте ещё до войны было найдено несколько таких же монет. Тогда специалисты предположили, что эти монеты часть клада владельца села. Клад попытались найти, но безуспешно, после чего решили, что это очередной миф. Тем не менее, легенда о кладе продолжала бытовать среди местных жителей, будоража воображение местных ребятишек. Один из найденных сундуков оказался дырявым. Видимо, через эту дырку и вывалились найденные ранее монеты». Дальнейшая судьба клада неизвестна. Надо отметить, что если клад и был, то история его находки, скорее всего, сильно приукрашена. Скорее всего он представлял из себя несколько сот золотых конца XIX — начала ХХ вв. (до конца XVIII в. Воздвиженское было Государево дворцовое село), которые сдали государству (музеи такая банальщина не интересует) или просто растащили.»
Если мы ходили на экскурсию в Воздвиженское, то нам придется вернуться карьеру.
Если же мы продолжаем наш маршрут, то спустившись с высокого берега, поворачиваем направо по асфальтовой дороге, переходим мост через Пажу и, пройдя 20-30 метров от моста поворачиваем вправо на лесную дорогу, ведущую в обход дачных поселков, вначале по лесу, а потом правым берегом Пажи. Внимание! Примерно через 200 м после поворота с шоссе дорога раздваивается, нам нужна левая по ходу.
После того, как дорога поднимется на высокий берег Пажи, продолжаем идти через поле на ЗЮЗ, до спуска к гаражам на окраине п. Заречный. Спускаемся вниз, идем влево вдоль гаражей и поворачиваем направо к мосту через р. Воря. Проходим поселок почти насквозь и поворачиваем налево на небольшую улочку, по которой доходим почти до Ярославского шоссе. У крайних домов поселка поворачиваем направо, поднимаемся вверх по склону и еще раз поворачиваем направо на грунтовую дорогу, которая идет через небольшой лес и заброшенный яблоневый сад, а затем спускается вниз с холма к перекрестку нескольких дорог. Вправо уходит дорога в по берегу Вори, ведущая в дачные участки. Влево – дорога к д. Голыгино и Ярославскому шоссе. Нам нужна дорога, идущая прямо вперед и вверх, в направлении на СЗ. По ней мы поднимаемся на холм. Справа остаются старые кирпичные постройки бывшей насосной станции, слева видны отвалы Голыгинского песчано-гравийного карьера. Можно подойти к краю карьера и посмотреть на разработки песков и камня. В праздничные дни можно даже спуститься в карьер (на склонах есть тропинки). Есть сведения, что в здесь, в моренных отложениях, изредка встречаются кости и зубы мамонтов.
Немного истории: «Деревня Голыгино известна с первой четверти XV в., когда она находилась на Иваньковском овраге. В смутное время запустела и возродилась на Токмаковой пустоши на правом берегу реки Вори. В конце XVIII в. слилось с деревней Дятлово и перешло в частное владение. При деревне числилась усадьба наследников штаб-ротмистра Е.А. Грузинова.
В результате проведенной в конце 2003 г. краеведческой экспедиции у деревни Голыгино (в трех километрах севернее Рахманово) было обнаружено селище. Оно расположено на поле, которое раньше распахивалось, и протянулось по второй надпойменной террасе реки Вори и ее склону до борта Голыгинского карьера. Исследования 2004 г., произведенные при помощи металлодетектора, позволяют констатировать следующее. Культурный слой составляет здесь всего 5-10 сантиметров, хотя возможно его уменьшение в результате пахоты. Найденные на территории селища монеты от Ивана III до Петра I позволяют датировать его второй половиной XV — первой четвертью XVIII в. Это же подтверждают фрагменты красноглиняной (мало), белоглиняной (преобладает) и чернолощеной (немного) керамики. Относительно небольшое количество предметов быта, наличие наконечников стрел, свинцовых пуль и подставки под кремневое ружье позволяют предположить наличие в этом месте пункта по сбору торговой пошлины. Это косвенно подтверждают нумизматические находки, среди которых большое количество монет Тверского, Новгородского и Псковского монетных дворов.
Надо отметить, что для подобной «таможни» место выбрано как нельзя удачное, так как позволяет обозревать Троицкий тракт от Воздвиженского почти до Рахманово. Видимо, раньше здесь стояла изба, где и взималась пошлина, а, возможно, и вышка, с которой стрельцы наблюдали за проезжающими купцами. Бойкость этого места подтверждает также фрагмент перстня с надписью, аналог которого был ранее найден под селом Великие Луки Рязанской губернии.
Скорее всего, текст надписи представляет собой первые буквы какого-либо предложения, но, несмотря на все старания специалистов, расшифровать его, к сожалению, пока не удалось. Возможен, правда, вариант, что это была какая-то специальная таможенная печать, но возможно и другое. Дело в том, что в XV-XVII веках большая часть Северо-Востока Подмосковья была во владении бояр Морозовых и их родственников по различным линиям: Тучковых, Брюховых, Салтыковых, Скрябиных, Шеиных и т.д. Один из них, Юрий Дмитриевич Шеин, по всей видимости, владел селами Митрополье, Ельдигино, Курово в Пушкинском районе. Это мнение основано на том, что документально подтверждено владение Ельдигина Шеинами в 1504 г. Из «Актов Русского государства 1505-1526 гг.» (ред. Веселовский С.Б., М., 1975) известно, что Митропольем в начале XVI в. владел его отец Дмитрий Васильевич, а самому Юрию Дмитриевичу пополам с троюродным братом, Иваном Григорьевичем Морозовым (владельцем села Звягино), в 1523 г. принадлежала мельница на реке Уче. Видимо, речь идет о Куровой мельнице, часто упоминающийся в этом районе в других документах, а посему по аналогии названий можно предположить, что Ю.Д. Шеину принадлежала территория, на которой впоследствии находилось село Курово. Это косвенно подтверждается и тем, что по писцовым книгам 1585 г. селом владели праправнуки Юрия Дмитриевича Михаил и Денис Борисовичи Шеины. Так вот, как выяснилось, Ю.Д. Шеин в 1536-1537 годах был наместником в Великих Луках, а в 1542-1544 годах — тверским дворецким. Таким образом, он мог находиться в обоих местах, где были найдены перстни. Возможно, это просто совпадение, а возможно перстень и принадлежал если не ему, то, по крайней мере, кому-то из его людей. Нельзя не отметить найденные остатки когда-то потерянного кошелька с медными копейками 1655-1663 гг. Спекшиеся от времени, они так и пролежали небольшой кучкой три с половиной сотни лет.
Пришлось приложить немало усилий по их разъединению и реставрации. Напомним, что эти монеты появились в результате первой попытки ввести в обращение медную монету. До этого со времен денежной реформы Ивана Грозного на Руси чеканились только серебряные монеты: денга и полушка. Причем денга, чеканенная на северных монетных дворах, была по массе вдвое больше (естественно, приравнивалась двум московским), и на ней был изображен всадник с копьем, что предопределило ее название — копейная, копейка. На московской был изображен всадник с саблей, и она носила название сабельной или просто московки. Полушка (или четверец) была вполовину меньше московки и, соответственно, составляла четверть копейки. Чеканился, правда, еще алтын, равный трем копейкам и шести московкам (алты по-тюркски «шесть»), но он крайне редок. Появление медной монеты, примерно равной по массе серебряной, привело к росту инфляции, обнищанию населению и спонтанному восстанию в Москве, получившему название «Медного бунта». Несмотря на то, что бунт был со всей жестокостью подавлен, от дальнейшего использования меди в денежном производстве пришлось отказаться почти на полвека. Только после денежной реформы Петра I в 1700 году медная монета прочно вошла в обиход.»
От карьера можно продолжить путь по заросшей лесной дороге (на карте – по красной линии), но лучше пройти вперед по полю и войти в лес по просеке ВЗ, по которой сейчас проложена хорошая грунтовая дорога (коричневая линия на карте). Через примерно 300 м дорога поворачивает направо в молодые посадки на месте вырубки, спускается в овраг, пересекает ЛЭП, поднимается на противоположный склон оврага и выходит на следующую широкую просеку ЛЭП. Пересекаем эту просеку и идем по ней влево до угла леса, где начинается тропинка. Здесь нужно быть крайне внимательными, чтобы не сбиться с пути и не повернуть куда-нибудь не туда. Отслеживая путь по карте и компасу, или по GPS, через 1,25 – 1,3 км выходим к берегу озера, образовавшегося на месте старых торфоразработок.
По полуразрушенному мостику пересекаем ручей, вытекающий из озера и слегка заболоченной тропинкой обходим озеро, выходя к дороге, которая ведет от дачных поселков к месту для купания. В воде много торфяной взвеси, но, в остальном, она чистая. На берегу обычно есть мостки и в жаркий день здесь приятно бывает искупаться. Кстати, на берегах торфяного озера можно сделать последний, в этом походе привал.
Дальше мы идем сначала по грунтовой дороге, а потом по дороге с гравийным покрытием к местному локальному шоссе. Здесь можно отойти вправо от дороги и осмотреть пруды бывшей усадьбы Семенково.
Немного истории: «Впервые упоминается в 1583 г. как сельцо Семеновское, владение С.С. Скобелицына, в 1623 г. – его же. Затем переходит к П.А. Кругликову, в 1704 г. – к его внукам, П.А. и И.А. Кругликовым. В 1709 г. Семенково – вотчина П. и А.Л. Кругликовых, в 1748 г. – полковника П.Л. Кругликова и его племянника, В.А. Кругликова, в 1768 г. – полковника В.А. Кругликова. Тогда в нем находились барский дом у круглого пруда и несколько хозяйственных построек. В 1812 г. В.П. Кругликов продает его действительному статскому советнику А.А. Прокопович-Антонскому. В это время здесь была организована система прудов с островами и протоками, мостиками и лодочным причалом, разбит пейзажный парк с беседками. Со второй половины XIX в. известно как Малое Василево, а усадьба не упоминается. Сохранились остатки системы прудов с островами, фрагменты парка и аллей.
В 2003–2004 гг. проводилось обследование части территории бывшего сельца Семенково с металлодетектором. Находки, к сожалению, были крайне малочисленными. Но по найденным памятникам нумизматики оказалось возможным примерно оценить верхнюю границу существования сельца – начало 1860-х гг. Монеты этого периода были обнаружены в слое угля. Это позволяет утверждать, что причиной гибели сельца явился пожар. К раннему периоду существования сельца можно отнести только одну находку. Это кафтанная пуговица 17 в. Она выполнена из меди, посеребрена, украшена умбоном, резьбой и припаянными серебряными кружочками. Гипотетически она могла принадлежать либо самим Кругликовым, либо кому-нибудь из их высокопоставленных дворовых людей, например, приказчику.
Также в ходе краеведческих работ при обследовании территории бывшего сельца Семенково и расположенной рядом усадьбы, среди прочих находок наибольшее внимание привлек следующий предмет. Это был наконечник некого древкового оружия — клинок длиной 17 см, шириной у основания 4,5 см, с односторонней заточкой и втулкой под древко спиралевидной формы.
Известные нам аналогичные находки, находящиеся сейчас в экспозиции Пушкинского краеведческого музея, были сделаны Подмосковной археологической экспедицией на селище Тарасовка 1 (XVIII — XIX вв.). «… Три наконечника древкового оружия — две совни и копье. Совня сделана довольно небрежно, шов на ее втулке не сомкнут. Кроме того, устье втулки сильно разбито. Вторая совня меньше размером и сделана аккуратнее — втулка тщательно приварена, следов шва на ней нет. Копье имеет на лезвии швы — следы ремонта сломанного пера. Кроме того, в месте сварки оно было согнуто почти под прямым углом (выпрямлено при реставрации). Все экземпляры древкового оружия, таким образом, концентрировались на трех соседних квадратах, возле печного развала». Надо отметить, что авторы вышеотмеченного отчета несколько недоумевают, почему в крестьянской избе оказалось спрятано оружие, да и принадлежность данного вида оружия к давно снятым с вооружения совням вызывает некоторые сомнения. К сожалению, практически не существует обобщающих работ по истории русского оружия, а существующие освещают только вооружение профессиональных воинов. Однако, по имеющимся данным совня (совна), также как глефа и вуж, была древковам оружием типа алебарды и представляла собой разновидность рогатины, имевшей кривое лезвие с односторонней заточкой, изогнутое на конце внутрь (иногда почти под прямым углом), которое насаживалось на длинное древко. Так как оружие это состояло на вооружении регулярных войск, оно изготовлялось более тщательно, чем образцы описанные выше. Можно предположить, что найденные клинки представляют собой наконечники от крестьянского оружия типа «ласка» либо, более обыденные предметы – ножи для разбивания углей в русской печи»
На противоположной стороне шоссе – поле со столбами – остатки одного из полей опытного хмелесовхоза «Росхмель», закрытого в 90-е годы. Если вы гуляете ранней весной или осенью, можно пройтись по этому полю – тут когда-то располагалась деревня Семенково и до сих пор немного поискав, можно найти остатки керамики XIX в., а при наличии металлодетектора – монеты и нательные крестики.
Пройдя по шоссе немного вправо, поворачиваем налево ко входу в дачный поселок и перед его воротами сворачиваем влево на тропинку, вымощенную бетонными плитами и идущую вдоль забора. По мостику пересекаем речку Сумерь и через 300 м выходим к платформе Калистово, откуда электричкой уезжаем на Ярославский вокзал (расписание).
Карта – скачать
Рекомендуемый GPS трек – скачать
Реально пройденный GPS трек (18.10.2014) – скачать
Альбом похода 18.10.2014:
Исторические описания и краеведческие справки приведены по материалам В.Е. Коршуна с сайта ИФО «Квест» — http://www.kvest-kite.narod.ru/