Геология Пушкинского района
«Рачения и трудов для сыскания металлов требует пространная и изобильная Россия. Мне кажется я слышу, что она к сынам своим вещает. Простирайте надежду и руки ваши в мое недро, и не мылите что искание ваше будет тщетно»
М.В. Ломоносов
Геология – это древнегреческое слово, дошедшее до нас из глубины веков. Им названа область деятельности людей, связанная с изучением, освоением и использованием земных недр.
История поисков, разведки и добычи полезных ископаемых в Подмосковье уходят в далекое прошлое. Еще люди каменного века искали на речных отмелях и в обрывах известняковых скал залежи кремня для своих орудий, добывали гончарную глину и охру.
С приходом дьяковских племен началась разработка болотной железной руды. С появлением славян и, затем, со становлением Московского княжества появился спрос и на строительный камень, кирпичную глину, соль из подземных рассолов и другие природные богатства нашего края. Подмосковье, расположенное в центре русских земель, на пересечении древних торговых путей, дало основу отечественной металлургии и строительству, геологической службе и науке. Даже само название «Москва» появилось, по мнению некоторых исследователей, благодаря залежам камня, широко распространенным в бассейне Москвы-реки. «Моск» со старославянского переводится ими как «кремень» (т.е. камень), а «ков» («хов») – как укрытие. Название реки дало название и городу – «И прозва его званием реки тоя Москва-град по имени реки, текущая под ним», — так говориться в повести «О зачале царствующего великого града Москвы».
Расселяясь по Русской равнине, наши предки искали и использовали самые разные природные ресурсы, в том числе и минеральные. Они стали добывать соль, затем железо, потом подошел че-ред ломки строительного камня, овладения техникой живописи и обработки «узорчатых каменьев». Как же происходила в те времена добыча полезных ископаемых, как тогда говорили – промысел.
Одним из самых древних горных промыслов на Руси был соляной промысел. Начиная с XII в соль представляет один из основных товаров внутреннего рынка. Для добычи соли велись буровые работы, применялись обсадные трубы для скважин (это позволяло использовать рассолы, залегающие под слоем пресной воды). В XVII в опыт буровых работ был обобщен в наставлении «Росписи, как зачать, делать новая труба на новом месте», написанном полууставом на 33 листах лощеной бумаги с киноварными заглавными буквами. Это было оригинальное и технически грамотное руководство по бурению и документации скважин.
Издревле существовала на Руси добыча железных руд и плавка металла. Слово «коваль» (кузнец) и сведения о выплавке железных изделий встречаются уже в летописи Нестора (1096 г.), а археологические памятники дьяковской культуры раннего железного века (первое тысячелетие до н.э.) известны по всему Подмосковью. Да и само слово «руда» (древнерусское – «кровь») возникло благодаря рыжему и красному цвету железных руд. Мастерство русских литейщиков и кузнецов было известно и за пределами русских земель. Сырьем для добычи железа служили болотные железные руды, сложенные бурым железняком, разработки которых велись повсеместно вплоть до XVIII в.
Добыча строительного камня на Руси велась еще в дохристианские времена, но наибольшего расцвета достигла после Х в. Камень добывали разный: песчаник, известняк, валунный гранит. Добыча (ломка) камня начиналась в естественных выходах – оврагах и речных долинах. К концу XVI в использование камня достигло таких масштабов, что потребовало создания в 1584 году «Государева Приказа Каменных Дел». Ему подведомственно «было всего Московского государства каменное дело и мастеры», «да на Москве же известные и кирпишные дворы и заводы». В системе Каменного Приказа была организована поисковая служба с дозорными и мерщиками для «изобретения и осмотра» новых месторождений.
Планомерных поисков полезных ископаемых в то время не велось, обычно начало изысканиям давала случайная находка «ключа соленого», руд, «краски вохры», «каменьев диковенных», следов древних разработок и «сумнительных мест». На основании «изветов», поступавших от «охочих» людей, сведения о сделанной находке доходили до воеводы, воевода доносил в столицу, а оттуда приходила грамота: «…послать коробья тое руды для опыту на Москву». Иногда из Москвы приезжал боярин со свитой рудознатцев, работников и охраной. Государевой экспедиции предписывалось: «…итить для рудняго сыску» и «…досмотреть и приискивать всякими мерами накрепко». С XVII в. начались целенаправленные поиски полезных ископаемых и появились люди, профессионально занимавшиеся поисковым делом, их называли рудознатцами. Они владели самыми разными методами поиска, в том числе и такими, которые в наше время называют биогеохимическими.
Издревле существовали горные промыслы и на территории Пушкинского района. Существуют они и сейчас. В недрах нашего края открыты и разрабатываются месторождения глин и суглинков для производства кирпича и керамзита, тугоплавких глин, гравийно-песчаных пород, стекольных песков, трепела и естественных минеральных красок, подземных минеральных и минерализованных вод, рассолов и питьевой воды. Кроме того, открыты месторождения поделочных камней, небольшие месторождения торфа, рудопроявления редких металлов.
Подмосковье расположено на юго-западной окраине Московской синеклизы – гигантского прогиба в кристаллическом фундаменте Восточно-Европейской платформы, с конца протерозойской эры заполнявшегося осадочными породами (их мощность более полутора километров). Кристаллический фундамент разбит глубинными разломами, их в интересующем нас районе три: один идет в северо-северо-восточном направлении, примерно совпадая с направлением Ярославского шоссе; другой, меридиональный, проходит через г. Пушкино; третий идет с юго-востока на северо-запад через г. Красноармейск в направлении с. Воздвиженское.
Геологическая история Подмосковья тесно связана с вертикальными и горизонтальными движениями земной коры, следствием которых была смена континентальных и морских условий. Осадки протерозойской и первой половины палеозойской эр залегают на большой глубине и вскрываются только буровыми шахтами. Более молодые породы, начиная с каменноугольного периода, выходят на дневную поверхность и доступны для изучения в береговых обрывах рек, склонах оврагов и карьерах. Сверху они обычно перекрыты четвертичными отложениями, ледниковыми и аллювиальными.
В раннем карбоне на юге Подмосковья по окраинам обширных речных дельт произрастали мангровые заросли, среди которых возвышались гигантские древние плауны – лепидодендроны. Однако наиболее распространены по всему Подмосковью отложения мелководных теплых морей и заливов среднего и позднего карбона, представленные светлыми известняками, доломитами, мергелями и пестрыми глинами, в которых часто встречаются губки, кораллы, трилобиты, мшанки, моллюски, брахиоподы, иглокожие. Из позвоночных животных обычны находки зубов акул. В пермский, триасовый и половину юрского периода на территория Подмосковья представляло собой сушу – это были полупустыни с редкими оазисами вдоль пересыхающих соленых озер. К середине юрского периода появились огромные пресные озера, в которых обитали рыбы, среди которых были гигантские акулы и двоякодышащие. На мелководье и в прибрежных зарослях хвощей и папоротников жили древние земноводные – стегоцефалы, а на песчаных берегах – черепахи. В сумерках выходили на охоту мелкие млекопитающие. На холмах, среди хвойного леса жили мелкие хищные динозавры. Остатки животных после их гибели смывались водными потоками и захоранивались в речных и дельтовых отложениях. Кроме того, в ископаемом состоянии встречаются отпечатки субтропической растительности. С середины юрского периода до середины позднего мела Подмосковье представляло собой дно неглубокого моря, в котором обитали губки, кораллы, черви, моллюски (наиболее распространены остатки аммонитов и белемнитов), раки, морские ежи, лилии, брахиоподы. Из позвоночных были акулы, костные рыбы и крупные морские динозавры – ихтиозавры, плезиозавры, плиозавры и крокодилы. В палеогене и неогене на территории Подмосковья были развиты степи. В последний миллион лет Подмосковье испытало влияние нескольких ледниковых и относительно теплых межледниковых эпох, оставивших свои следы в виде моренных, озерных и флювиогляциальных отложений. Во времена межледниковий типичными обитателями лесостепей и тундры были мамонты, овцебыки, шерстистые носороги, бизоны, олени, волки, лошади. Около 20000 лет назад здесь появились поселения первобытных охотников и рыболовов, использовавших каменные и костяные орудия.
На территории Пушкинского района мы можем встретить глины и пески юрской системы, пески, глины и опоки меловой системы, а также моренные (ледниковые) отложения окского, днепровского, московского и микулинского оледенений, озерно-болотные отложения одинцовского межледниковья и современные аллювиальные (речные) пески и суглинки. К сожалению, территория района не богата экскурсионными геологическими объектами. Любителям геологии и палеонтологии можно предложить лишь обнажение юрских глин на реке Талице, вблизи ее устья; редкие выходы меловых пород в береговых обрывах рек; старые гравийно-галечные карьеры, вскрывающие моренные отложения; интересные находки встречаются и по берегам водохранилищ. Однако если не замыкаться в рамках своего района, то можно найти множество мест, интересных и для любителя геологии и для коллекционера камней и окаменелостей. Во-первых, это Щелковский доломитовый карьер, где вскрываются известняки и доломиты позднекарбонового возраста. Здесь можно собрать кораллы, мшанки, брахиопод, иглокожих. Интересны, также, кремни и кварцевые щетки. Выше, в глинах юрского возраста можно встретить ростры белемнитов, двустворок, гастропод, кораллы. Во-вторых, это знаменитые обнажения меловых опок у поселка Семхоз и меловых песков с остатками двустворок в Варавинском овраге. В-третьих, гравийно-галечный карьер у Голыгино, где известны находки костей и зубов мамонта.
В заключение, хотелось бы коротко остановиться на такой важной для краеведения темы, как взаимодействие геологии и археологии. Геологи могут оказать большую помощь археологам, определив природу камня в археологических находках и его источник. Это позволяет внести важные изменения в представления о меновых и торговых путях древнего человека. Весьма интересную и неожиданную помощь оказали геологи археологам в 60-х годах прошлого века, определив, что часть ямочно-гребенчатых узоров на неолитической керамике наносилась рострами белемнитов и раковинами аммонитов. Более важными представляются результаты сопоставления космо-геологической карты территории СССР, геоморфологической и тектонической карт Нечерноземья, геоморфологических карт Москвы и северо-востока Подмосковья, историко-археологических данных по Москве и Подмосковью, материалов Московской епархии, истории древни;х церквей этих районов дающие предпосылки к выводам о корреляции геологических структур, гравитационных и магнитных аномалий и расположением поселений древних племен и путями их миграции.
Геология весьма увлекательна, она поднимает вопросы об окружающем нас мире, будит в нас страсть исследователя, открывает человеку дары недр. Изучение прошлого нашей земли и народов населявших ее является важным и нужным делом — еще Конфуций говорил: «Благородный муж, обращаясь к старому, открывает новое».
При написании этой статьи использовались материалы книги — Ю.А. Бурмин, В.Л. Зверев «Подземные кладовые Подмосковья», М., «Недра», 1982