Поход выходного дня: Цемгигант – Шиферная
Маршрут протяженностью около 20 км, проходит по красивым местам с озерами, смешанными лесами и борами на месте заброшенных карьеров Лопатинского фосфоритового рудника.
Немного истории:
Лопатинский рудник расположен в 90 км к юго-востоку от Москвы. Он занимает обширную территорию между городами Воскресенск и Егорьевск, которая по форме похожа на ромб с вершинами в поселках Лопатинский и Фосфоритный и в деревнях Максимовская и Берняково. Этот район представляет собой уникальное и крупнейшее в Европе месторождение ценных полезных ископаемых — фосфоритов.
Фосфориты — это отложения позднеюрского периода с белемнитами, аммонитами…, т.е. окаменелыми остатками морских беспозвоночных.
Первые разработки здесь начались ещё в 30-е годы XX века. Особенность месторождения заключалась в неглубоком залегании относительно мягких пород, что предопределило способ добычи (открытый) и тип используемой для этого техники. По совокупности условий на Лопатинском руднике было показано применение так называемых многоковшовых экскаваторов (зачастую, собирательно именуемых абзетцерами), обладающих повышенной производительностью. Наиболее активная добыча велась в 60-е годы XX века.
На карьерах работали все основные виды многоковшовых экскаваторов — двигающиеся по рельсам, перемещающиеся на гусеницах, и, наконец, экскаваторы, предпочитающие шагать «приставным» шагом. Рельсовые экскаваторы укомплектовывались специальным приспособлением — путепередвигателем, умеющим передвигать железнодорожное полотно.
Каждый карьер рудника представлял собой длинный (до 5 км) ступенчатый жёлоб, по одной из ступенек которого, из одного конца карьера в другой, были проложены параллельные друг другу железнодорожные пути. По двум из них перемещался упомянутый выше экскаватор, или сразу несколько. По третьему — грузовой состав, наполнявшийся рудой. Технология ландшафтостроения такова — медленно двигающийся экскаватор срезает своей многоковшовой лентой так называемые вскрышные породы и по длинной (30-70 метров) стреле сбрасывает их в отвал. По выработке рудоносного горизонта рельсы вместе с экскаватором параллельно переносят в обратную от отвалов сторону, и все начинается сначала. В результате образуется множество длинных (до 5 км) параллельных песчаных гряд, высота которых может достигать 50 метров. Самые удаленные от карьера гряды заравнивали специальными агрегатами, получавшиеся при этом песчаные поля засевали стройными рядами сосен.
С начала 90-х годов рудник практически полностью заброшен, большинство карьеров затоплено, дорогостоящая импортная спецтехника ржавеет под открытым небом и постепенно разделывается на металлолом. Единственный функционирующий в настоящее время карьер расположен в окрестностях поселка Фосфоритный, к югу от реки Медведки, однако теперь здесь добывается преимущественно кварцевый песок. По сохранившейся одноколейной железнодорожной ветке время от времени курсирует тепловоз-«кукушка».
По состоянию на сентябрь 2016 года на участке №12 работает многоковшовый экскаватор (абзетцер) TAKRAF ERs 710 (производство TAKRAF, Германия)
Шагающий экскаватор НКМЗ (производство Новокраматорский машиностроительный завод, ранее СССР, теперь Украина) находится на ремонте с неизвестными сроками проведения работ.
Комплекс мероприятий по добыче фосфоритов привел к созданию в этой местности невероятного ландшафта. Длинные и глубокие желоба карьеров перемежаются длинными и высокими песчаными грядами, переходящими постепенно в плоские как стол песчаные поля, геометрично засеянные соснами. Невдалеке от карьеров поля эти напоминают обыкновенные огороды — высота саженцев не превышает нескольких десятков сантиметров, но если продолжать двигаться перпендикулярно линии карьера возраст посадок начинает постепенно увеличиваться, покуда не достигает 60-70 лет.
В настоящее время большинство карьеров затоплены, и в результате этих процессов на местности образовались десятки глубоких озёр с песчаными берегами и чистейшей водой. Здесь можно увидеть странные песчаные пустыни; разноцветные — черные, белые и красноватые барханы; фрактальные нагромождения маленьких сопочек, поросших частыми сосенками; множество глубоких и чистых озёр, не обозначенных ни на одной карте. Эти совершенно неземные пейзажи в сочетании с возвышающимися над ними заброшенными монстрами-абзетцерами делают Лопатинские карьеры уникальнейшим природно-техногенным заповедником, одним из самых интересных и необычных мест в Подмосковье, привлекающим все больше и больше туристов.
Ныне территория Лопатинского рудника уже частично заросла сосновыми посадками, в которых летом очень хорошо растут грибы, преимущественно маслята. Зимой, по территории рудника, и в близлежащих лесах прокладываются лыжные трассы. В системе озер водится рыба, которая хорошо “идет” как летом, так и зимой.
Начинается маршрут на станции Цемгигант, куда мы приезжаем электричкой с Казанского вокзала (расписание). Выходим из первого вагона и идем вперед вдоль путей около 50 м, затем поворачиваем налево, в город, и через 150 м выходим на улицу, идущую параллельно ж/д путям. Поворачиваем по ней направо, а через 100 м, на первом перекрестке, налево и идем около 1 км до выхода из города. Сразу за последними домами поворачиваем направо, но большую поляну. Здесь можно сделать небольшую остановку – переодеться, переобуться и т.д. От поляны, в направлении на В (Аз. 100) начинается лесная дорога. Через 600 м. пересекаем трассу газопровода, еще через 400 м – верховья оврага. За оврагом поворачиваем направо (Аз. 105) на полузаросшую просеку, которая через 500 м приведет нас на небольшую поляну. Здесь надо свернуть налево на тропинку (Аз. 15), которая выводит нас на дорогу у д. Новоселки (450 м от поляны). По дороге идем направо к деревне Берняково. Немного не доходя до Берняково, поворачиваем налево на грунтовую дорогу, которая полем выводит нас к дамбе на небольшой заболоченной речке. Переходим речку по дамбе и оказываемся на территории бывшего 11 карьера. Идем сначала по тропинке в березняке (около 100 м от дамбы), а потом по песчаной дороге. Слева от нас – длинное озеро на месте карьера. Тут чистая вода, есть места для купания и много хороших мест для привала.
Доходим до другого конца озера (около 2 км)
и попадаем на бетонную дорогу, вдоль которой идет узкоколейка. Слева от нас будут строения карьероуправления, работники которого иногда ругаются на туристов.
Если у нас есть время, то мы можем пойти направо по бетонной дороге до 12 карьера и осмотреть работающие там абзетцеры (это около 3 км в одну сторону, сиреневая линия на карте).
Гигантские экскаваторы производят очень сильное впечатление. Если день выходной, то сторожа за небольшую плату иногда пускают осмотреть эти машины и изнутри.
Немного истории:
Абзетцер (нем. Absetzer, от absetzen — выгружать в отвал (вскрышную породу)) — или отвалообразователь — горное оборудование для складирования вскрышных пород или других материалов, возникающих при добыче или обогащении в горном производстве или в энергетике. Абзетцеры производства концерна TAKRAF (Германия) поставлялись на Лопатинский фосфоритный рудник, расположенный в Подмосковье, недалеко от города Воскресенска, где использовались для открытой добычи фосфоритных песков. По состоянию на сентябрь 2016 года один такой многоковшовый экскаватор ещё трудится на участке забора кварцевого песка.
Если мы осматривали абзетцеры, то надо вернуться назад.
От карьероуправления надо идти дорогой на ССЗ вдоль узкоколейки. Переходим широкую просеку газопровода, затем переходим по мосту речку Семиславку и пересекаем еще одну узкоколейку.
От этого места можно пойти двумя способами. Первый (оранжевая линия на карте) – дорогами в сосновом лесу на СВ, затем на С и потом на З до середины озера в карьере.
Второй путь – без тропинок по Аз. 320, примерно 300 м по молодым посадкам сосны и березы. Выходим на дорогу, ведущую на З вдоль небольшого озера,
потом по дороге направо до озера в карьере 9.
Вдоль озера можно идти по любому берегу, но красивее путь по восточному берегу.
Путь идет по красивому сосновому лесу, где есть много мест для привала (правда в праздники бывает очень много народа) и много мест для купания.
Примерно на середине озера – большой лагерь эзотериков.
После него идем по тропинкам до перемычки между двумя озерами. Переходим по ней на другой берег и тропинкой в лесу выходим к просеке З-В. По ней идем около 2,5 км до окраины пос. Вострянское. По пути пересекаем узкоколейку и асфальтовую пешеходную дорогу.
Далее просека переходит в тропинку, которая через 800 м выводит нас к окраине пос. Шиферный.
Поворачиваем направо на улицу поселка, пересекаем его насквозь (около 700 м) и поворачиваем направо по шоссе вдоль ж/д путей. Через 400 м подходим к платформе Шиферная, откуда электричкой доезжаем до Казанского вокзала (расписание).
Путевые точки — https://yadi.sk/d/hkPuNO3v3GbDN3