Поход вдоль р. Осетр от Узуново до пл. 168 км

Поход вдоль р. Осетр от Узуново до пл. 168 км

Это один из самых любимых моих маршрутов. Обычно мы его ходим за три дня, но можно пройти и за два. Маршрут проходит вдали от Москвы по территориям Московской и Тульской областей. Он очень удачно сочетает в себе отсутствие «цивилизации» на большей своей части и хорошую проходимость по полевым и лесным дорогам и тропам. Идти его можно как от Узуново, так и от пл. 168 км, но удобнее начинать от Узуново, чтобы свести к минимуму проблемы с транспортом.
Начинается и заканчивается маршрут на Павелецком вокзале, что удобно, так как при выходе из метро вы сразу попадаете в здание вокзала, минуя досмотр вещей на входе (что может быть актуально, если вы везете газовые баллоны для горелок).
Электричкой доезжаем до ст. Узуново (расписание), это около 3 часов от Москвы. Переходим вправо по ходу движения на привокзальную площадь (здесь есть несколько магазинов, можно докупить забытые продукты и хозяйственные мелочи), идем вглубь поселка до следующей улицы, параллельной железнодорожным путям и поворачиваем по ней направо, примерно через 50 м будет тропинка, которая ведет налево по ходу, вниз к мосту через р. Березинка (если не удалось сразу ее найти, можно спросить у местных жителей).
Перейдя мост поворачиваем налево вдоль реки – здесь много тропинок и грунтовых дорог, часть из них идет вдоль реки, часть срезает излучины. Можно выбирать любой путь вниз по течению реки (на Ю). Через 2,2 км мы выходим на развилку нескольких асфальтовых дорог. Нам надо пересечь основную трассу из Узуново и пройти по ней 80 м, повернуть налево на шоссе, ведущее на ЮВ и пройти по нему 90 м, а затем свернуть вправо на грунтовую дорогу, идущую чере з поле (Аз 205).

Через 1,3км дорога разветвится, вправо отходит дорога на с. Есипово, а нам надо идти вперед (Аз 190) до больших прудов у восточной окраины Есипово, перейти на другой берег по дамбе и повернуть направо вдоль пруда.

Здесь много хороших мест для привала, но много и отдыхающих из соседних деревень и дачных поселков. Дойдя вдоль берега прудов до окраины с. Есипово, поворачиваем налево вдоль леса. Идем краем леса около 400 м (от пруда), поворачиваем направо вдоль края леса, через 200 м поворачиваем налево и идем вдоль края леса еще около 650 м. Здесь надо отыскать старую заросшую просеку,

которая через 200 м выведет нас на край поля и грунтовую дорогу от Есипово к с. Толстые. Пройдя по ней 400 м, поворачиваем направо вдоль лесополосы, а через 600 м налево, по дороге вдоль оврага. Через 600 м, дорога поворачивает направо, пересекает небольшое поле и выходит к следующей лесополосе, где обычно стоят трактора и домик трактористов, а на дороге оригинальное сооружение – шлагбаум в чистом поле.

Пересекаем поле и через 1,4 км выходим к трассе Р-22, переходим ее

и через небольшое поле, по грунтовой дороге, подходим к глубокому оврагу, заросшему лесом. Поворачиваем направо по дороге вдоль края оврага. Проходим по этой дороге примерно 1,5 км до того места, где лес по краю оврага становится менее густым, а впереди по ходу становятся видны дома д. Боршово. Это, пожалуй, самый сложный для ориентирования момент – нам надо спуститься вниз не слишком близко от деревни, но, в то же время, максимально высоко вверх по оврагу. К сожалению, четких ориентиров, чтобы определить место спуска нет. (Примерное положение точки, где рекомендуется остановиться — 54°29’26.44″С 38°29’23.80″В) Спускаемся вниз, к безымянному ручью, текущему на дне. На его берегах много ровных площадок для палаток. Лучше искать площадки не у самого ручья, а ближе к лесу – там более сухая почва. Здесь мы останавливаемся на ночь. Вода в ручье чистая, сырой ее пить не рекомендуется, но для приготовления еды, чая и для мытья она годится. Место тут уединенное, посторонние люди не ходят, теоретически можно встретить только пеших туристов.

Путь от станции Узуново до стоянки в овраге составляет около 14,5 км.
На следующий день переходим ручей – вброд или по бревну, в некоторых местах его можно просто перепрыгнуть. Если нам повезло, и мы спустились в овраг в правильном месте, то прямо напротив нашей стоянки будет заросшая дорога. Если нет, то надо просто подниматься вверх по склону оврага – лес тут не слишком густой.
Поднявшись наверх, мы попадаем либо на край поля, либо в молодой березовый лесок, но, в любом случае, выходим на дорогу, которая через 600-700 м, в направлении на ЗЮЗ (Аз 260) выводит нас к лесу. (Если мы заночевали в овраге слишком низко, то придется пройти краем поля до березняка в направлении на СЗ)
Оставляя лес справа, идем по краю поля по грунтовой дороге около 700 м, здесь дорога почти под прямым углом поворачивает направо (на ЗСЗ-СЗ). Нам надо напрямик через поле (Аз 210) выйти на локальное шоссе, перейти его и продолжить путь по грунтовой дороге общим направлением на З.
Внимание! В 1,7 км от места перехода шоссе находится д. Боршово, откуда можно на автобусе уехать на ст. Узуново (расписание). Это единственное место на маршруте, где поблизости есть общественный транспорт! Если у группы или ее части есть необходимость сойти с маршрута, важно не пропустить эту возможность.
В поле дорога несколько раз разветвляется, но нам надо придерживаться направления Аз 220, затем Аз 265, и Аз 290. Через 2,65 км мы выходим на дорогу, ведущую в д. Титеево и поворачиваем по ней налево. Пройдя деревню насквозь подходим к мосту через р. Мордвес и переходим на другой берег. По грунтовой дороге идем в направлении на ЮЗ (Аз 220 и 250) вверх от реки, доходим до небольшого перелеска (900 м от моста) и пройдя его (еще около 100-150 м) поворачиваем налево на полузаросшую грунтовую дорогу. Идем по ней в направлении на ВЮВ около 1 км, постепенно спускаясь на первую террасу р. Мордвес. Выходим на дорогу, идущую по террасе вниз по течению Мордвеса. К сожалению, выйти сюда напрямую от моста в Титеево не получиться – на пути лежит большое болото, которое мы и обходили поднимаясь вверх, а затем вновь спускаясь вниз.
(Теоретически, можно продолжать путь по той дороге, по которой мы шли от моста вначале, а затем, дойдя до лесополосы, идти вдоль нее налево и далее по Аз 190, но это путь, где очень трудно ориентироваться, придется обходить или пересекать овраги и т.д. Его можно рекомендовать только тем, кто ходит здесь не в первый раз и хорошо ориентируется в данной местности)
Пройдя по этой дороге 1,6 км, мы поворачиваем направо на перпендикулярную дорогу и выходим к лесополосе, где поворачиваем налево и продолжаем путь в направлении на ЮВ.
Через 1,2 км мы выходим на высокий берег р. Осетр и спускаемся вниз, на высокую пойму.

Немного истории:
Река Осетр начинается возле села Мелеховка на Среднерусской возвышенности в Тульской области. Впадает она в Оку возле Коломны в Московской области. Притоки Осетра, дающие значительную прибавку воды: Веркуша, Веневка и Мордвес. Остальные притоки очень мелкие. На речке построено два водохранилища: Ливадийское и Зарайское, а также плотина Серебряные Пруды. Река Осетр шириной 50-80 метров. Но возле Зарайска ее ширина достигает 1,2 километра. Осетр – речка неглубокая. Ее средняя глубина – 1,5 метра. Во многих местах речку легко можно перейти бродом (вода не достигает и щиколотки). Но вместе с тем она богата омутами глубиной 3-5 метров. Среди всех подмосковных рек только на Осетре есть шиверы и перекаты. Длина реки – 228 километров. С ноября по апрель она покрыта льдом. Река Осетр несудоходная. На берегах в основном растут кустарники, встречаются небольшие дубравы, а вот хвойных лесов нет.Река Осетр славится богатством и разнообразием фауны. По многообразию видов рыб с этой речкой может спорить только Ока. Осетр может похвастаться наличием сазана и леща, плотвы, карася и окуня, щуки, судака и головля, жереха, линя, ерша и пескаря. До того, как возвели плотину в Серебряных Прудах, в реке жили стерлядь и осетр, ведь не зря речку назвали Осетр.
Берега Осетра поражают красотой и разнообразием рельефа: выходами известняковых скал, высокими речными берегами, заповедными урочищами, лесами, пшеничными полями, родниками. Здесь расположено множество природных и исторических памятников. Самые значительные из них – город Зарайск и Бяковские каменоломни. Последние являются самой длинной подземной системой Подмосковья. Почти на каждом шагу здесь встречаются небольшие памятники местного значения. Богата городищами, палеолитическими стоянками, курганами, старинными деревнями с церквями восемнадцатого века, святыми источниками, скалами и просто живописными местами река Осетр.
Источник: http://fb.ru/article/105335/reka-osetr-unikalnaya-rechka-rossii

На противоположном берегу находится д. Причаль. Здесь можно ненадолго остановиться, чтобы пройти по дороге к реке, где шумит порог на месте разрушенного моста. Хотя порог и «искусственный», но выглядит он внушительно и необычно для рек средней полосы.
Дальнейший наш путь лежит вверх по течению р. Осетр. По берегу идет хорошая грунтовая дорога, которая через 3-3,5 км выводит нас в урочище Каменная гора. Это одно из самых интересных мест на всем маршруте. Вдоль реки тянутся известняковые скалы, которые становятся все выше. На каменистом мысу в устье небольшого оврага, впадающего в р. Осетр находится городище «Щучий городок», а в основании этого обрыва Харинская пещера.

Немного истории:
Археологический памятник «Щучий городок» расположен на реке Осетр, в полутора километрах от деревни Соколовка и чуть более двух километров от Щучье. Это одно из красивейших мест Веневского района. Излучина Осетра, где находится городище взята так же под охрану государства, как природный заповедник.Городище располагается на высокой 20-ти метровой скале, надежно защищавшей его с юга.
От некогда мощных крепостных укреплений остался земляной серповидный вал, высотой 2,5-3м. В центре вала имеется проем шириной 3м, в этом месте, видимо была установлена въездная башня. Всего площадь городища составляет 0,45 га.
Несомненно, вокруг вала существовал и ров, контуры которого еще уловимы даже непрофессиональным взглядом.
Но главной достопримечательностью данного городища является сохранившийся подземный ход к реке. Вход в пещеру расположен у подножья скалы и ведет вглубь и наверх к укреплениям. Местами высота потолка грота достигает двух метров, правда, далее, чем на 9 метров из-за обвала пройти не удастся.
Впервые в исторической литературе городище упоминается в 1851 году (Сахаров И.П., «Памятники Тульской губернии»).
В 1854 году, краевед Гедеонов Д.Г. в статье «Веневские древности» сообщает о находке фрагментов каменной кладки в районе памятника.
В 1904 году здесь были произведены археологические раскопки, по результатам которых укрепление было отнесено к XVI-XVII векам. Исследователи ошибочно включили этот памятник в систему Большой засечной черты. На самом деле данный объект несколько древнее.
Основываясь на материалах археологических исследований, широко развернутых по всей стране после Великой Отечественной войны, городище можно датировать XII-XIV веками. Таким образом, Щучий городок — древнерусское фортификационное укрепление.
К этому выводу можно прийти несколькими путями:
Во-первых, форма городища, правильная окружность, типичная для крепостей XI-XIII века. (П.А. Рапоппорт «Древние русские крепости», 1965 г.). И до, и после господствовали другие схемы организации укреплений.
Во-вторых, согласно статистическим данным, изложенным в работе А.В. Кузы «Древнерусские городища X-XIII веков», активно строительство крепостей в бассейне Оки и её притоках началось в конце XII — 1-ой половине XIII века.
В-третьих, в 1989 году археологом Р.В. Кляниным здесь были произведены раскопки, по керамическому материалу которых, памятник можно уверенно датировать XII-XIV веками.
Еще раскопки установили существование обширного селища за валами городища в тот же период.
Так же «археологи любители» сообщили, что в районе Щучьего городка им удалось найти куфические дирхемы IX-X веков, эти восточные серебряные монеты долгое время выполняли роль международной валюты. Еще известно, о находке древнерусского ножа на земляных валах.
Можно представить, как выглядел Щучий городок в прошлом. В масштабах древней Руси это был целый город. Огороженное частоколом поселение-посад на высоком речном мысе, с наиболее неприступного края которого возвышался хорошо укрепленный детинец-цитадель. В него стекалось во время опасности все окрестное население.
На подступах к валу противника ждали ров и несколько рядов надолбов (вертикально вкопанные бревна, заостренные в сторону неприятеля).
В древности земляной вал был около пяти метров, а стены в высоту не менее трех метров. В верхней части размещался боевой ход, обязательно с кровлей, защищавшей стрелков. Въездная башня шириной около 3 метров охраняла ворота крепости. Для неожиданных вылазок в тыл врага мог использоваться уцелевший подземный ход.
Интересна и серповидная форма валов. По мнению археолога П.А. Рапоппорта, она продиктована опытом использования камнеметных машин. Наибольшая высота вала со стороны вероятного обстрела укрепления камнями, а со стороны скалы и реки вал почти отсутствует. Метательные машины на Руси получили распространение во второй половине XII века и существовали до появления огнестрельных пушек. C войсками транспортировались только металлические детали, а сама конструкция собиралась на месте из дерева.
Исследователи XIX века считали, что Щучий городок — это остатки летописного города «Осетр»:
«Новгород-северский и курский удельный князь Святослав Олегович, 1147-го года, преследуемый врагами своими — братьями, в отчаянной храбрости пробился сквозь дружины их под Карачевом и скрылся в лесах вятичей; тут с остатками дружины своей и бродниками ходил он собирать дани: с Козельска, Тулы, Дедославля, Мценска, Ельца и Пронска; заезжал в Рязань, отсюда по Оке в реку Осетр, до города Осетра».
Какую же функцию выполнял этот город? Наиболее вероятной представляется «варяжская» версия. Согласно ей, местное население наших краев изначально торговлей почти не занималось. Варяги, жители Скандинавии, в X-XII веках через славянские земли по рекам установили торговые связи с южными странами. Одна из ветвей знаменитого торгового пути «Из варяг в греки» проходила по рекам «Нева — Волга — Ока — Осетр — Дон», в непосредственной близости с Щучьем городком.
Интересный факт, в двух километрах ниже по течению Осетра, располагается древнее поселение с говорящем названием «Причал». Можно предположить, что наша крепость была поставлена с целью охраны важного торгового пути, что давало и экономические выгоды её жителям. Со временем малочисленные этнические скандинавы ассимилировались с местным населением. Перестал существовать город в XIII-XIV веках, его история закончилась вместе с эпохой древней Руси.
Если наш Щучий городок — это и есть летописный «Осетр», то погиб он в 1237-1238 годах во время нашествия Батыя, когда хан шел из Рязани (старой) на Москву.
Рядом с мысом, где находится городище, несколько ниже по течению, есть довольно хорошо сохранившаяся насыпи, имеющий вид утюгов, и отстоящие друг от друга на несколько метров. Есть мнение, что эти насыпи служили для установки орудий, но это предположение весьма сомнительно, так как они расположены под самой горой, там, где раньше должна была протекать река, русло которой, сейчас находится в нескольких десятках метров от подножья горы и указанных насыпей. Вероятнее всего, что насыпи служили местом для причала стругов или иных речных судов. Это предположение подкрепляется и самим названием селения, вблизи которого они расположены. Селение это — «Причал» или по современному названию «Причаль». По имеющимся историческим данным, река Осетр — еще во времена Ивана Грозного — была судоходна и многоводна, и по ней ходили довольно большие струга. С течением времени, благодаря истреблению сплошных лесов, еще не так давно покрывавших эту местность, Осетр.
Источники: http://www.veneva.ru/Shuchie-gorodok.html, http://www.veneva.ru/lib/kononov.html

Здесь есть хороший подход к реке и родник с чистой питьевой водой. У подножья обрывов и чуть впереди по ходу, у следующих скальных выходов, много ровных удобных площадок. В принципе, тут можно остановиться на ночь, но у этого места есть один недостаток – отдыхающие на машинах. Последние годы Каменная гора стала достаточно широко известна и поток автотуристов в эти места значительно вырос. Поэтому мы, обычно, проходим немного дальше, оставляем там рюкзаки и возвращаемся назад налегке, чтобы набрать воды, искупаться (если позволяет обстановка) и осмотреть достопримечательности.
С валов городища открывается замечательный вид на долину Осетра и окрестности. Сами валы с остатками въездных ворот тоже производят сильное впечатление, как и столь необычные для Подмосковья естественные скальные стенки.

Можно осмотреть и Харинскую пещеру, это безопасно. Она небольшая, явно обработанная человеком. Есть две версии ее происхождения. Наиболее распространенная – та, что это остаток подземного хода из крепости; другая, что это жилище отшельника. Несколько лет назад у входа в пещеру упал большой камень и теперь попасть внутрь может только худой человек. Следует учитывать, что внутри холодно и много глины. Особенно красиво в пещере ранней весной, когда она обильно украшена ледяными сталактитами и сталагмитами.

Закончив осмотр урочища Каменная гора, мы надеваем рюкзаки и продолжаем наш путь вверх по Осетру.
Через 1,5-2 км мы подходим к устью ручья Толубеевка. Здесь дорога поворачивает направо, вверх по ручью, но нам надо идти вперед вдоль реки до впадения в нее ручья. В устье он глубокий, с плохими подходами к воде.

Поворачиваем вдоль ручья направо по его первой террасе и доходим до того места, где она практически исчезает (это около 350 м от устья).

Здесь вниз, к ручью, идет тропинка. В этом месте его можно перейти вброд или по камням. Также тут удобно набрать воду, а в 2-3 м ниже есть удобные места для мытья.
Палатки можно поставить как на правом, так и на левом берегу. На нижней террасе (поближе к воде), или наверху у леса.
Путь от стоянки в овраге до руч. Толубеевка составляет 17-18 км.
На следующий день идем вниз по правому берегу ручья до дороги, идущей вдоль Осетра и продолжаем наш путь вверх по его течению.
Через 800 м подходим к большой речной излучине. Можно продолжать путь вдоль берега, а можно немного срезать – пересечь поле напрямую и снова выйти на высокий берег реки. Дорога здесь поднимается в гору с которой открывается вид на с. Щучье и овраг «Каменное море» (в нем также встречаются скальные выходы известняков), расположенные на другом берегу реки.

Немного истории:
Щучье — село, входит в состав Озеренского сельского поселения Венёвского муниципального района Тульской области.Происхождение названия не известно. Упоминается впервые в писцовых книгах 1571—1572 годов под названием «Щучий верх». На сельском кладбище, неиспользуемом с середины XIX века, много старинных захоронений, что может свидетельствовать о глубокой древности поселения.
Деревянная сельская церковь, 1731 года постройки, не сохранилась. Приход села с 1866 года был приписан к церкви в Исаково, а с 1895 года к Прудищам.В селе сохранилась помещичья усадьба, занятая под «Дом инвалидов». Ранее усадьба принадлежала тульскому адвокату Н. П. Черносвитову. В Веневе ему принадлежало одно из крупнейших предприятий — винокуренный завод. Зятем Черносвитову приходился старший брат А. В. Луначарского — Платон, живший здесь и занимавшийся врачебной практикой в конце XIX века.

Вскоре мы выходим на хорошую дорогу, ведущую к автомобильному мосту через р. Осетр, пересекаем ее и продолжаем путь по тому же берегу реки. Примерно через 800 м от Щучьего дорога пересекает глубокий овраг (его легче перейти в самом устье). И еще через 1,3 км приводит нас к броду у д. Ключевое. Здесь можно сделать привал – тут есть тень и хороший подход к воде.

Немного истории:
Урочище «Заповедная дубрава», расположено на правом крутом берегу долины реки Осетра в одном километре к западу от села Ключевое. Здесь произрастают редкие виды растений.

Дальнейший путь идет вначале по пойме, а потом дорога снова поднимается на высокий берег. Река на этом участке сильно петляет и есть смысл идти напрямик, срезая излучины. Через 3 км проходим мимо ЛЭП и еще через 2,5 км подходим к д. Звойские Выселки. Наш путь лежит по дороге вдоль Осетра, по его высокой пойме, деревня остается справа на высоком берегу. Путь здесь идет через небольшие перелески вдоль реки. По пути встретится брод, где к реке есть хороший подход и место, где можно искупаться. После брода дорога отходит от Осетра, и мы идем вдоль его левого притока речки Звойки (другое ее название – Рудица). Она мелкая и не очень чистая, так что обедать лучше у брода через Осетр.
Через 900 м от брода мы подходим к полуразрушенной земляной насыпи бывшего моста через р. Звойку. Тут надо перейти на другой берег. Мост периодически чинят, но может оказаться так, что его в очередной раз размыло половодьем. В таком случае придется переходить р. Звойку по обломкам моста или вброд. Это, как правило, не представляет сложностей, так как речка тут совсем мелкая и узкая. Единственную неприятность могут представлять ее заболоченные и, как следствие, грязные берега.
За Звойкой начинается грунтовая дорога через поле в направлении Аз 230. По ней примерно через 1 км мы подходим к ферме на окраине д. Хрусловка. Пройдя мимо фермы и через старые коровники, выходим к ж/д станции «ост. 168 км». Платформа небольшая, на ней стоит маленькая железная будочка. Около платформы есть колонка, но она часто бывает сломана. Если нужно набрать свежей воды, то можно спросить у местных жителей как пройти к колонке, расположенной за ж/д путями в деревне.
Путь от места стоянки на руч. Толубеевка до станции составляет около 13 км.
Расписание на платформе иногда не соответствует действительности, т.к. оно часто меняется. Поезда тут ходят редко, следует заранее посмотреть актуальное расписание в Интернете (расписание) и приходить к конкретному поезду. Билеты покупаются непосредственно в поезде. Здесь ходят короткие, но весьма комфортабельные аккумуляторные электрички, по традиции, называемые «дизель»

Если получилось так, что вы опоздали на местный поезд, то можно пройти через Хрусловку насквозь и выйти к шоссе на Венев (от трассы М-4), где, вроде бы, ходят маршрутки и автобусы до Москвы. Это около 400 м от станции.
Или перейти Осетр по ж/д мосту и вдоль путей дойти до г. Венев (7 км от станции), где есть возможность уехать в Москву на проходящем поезде дальнего следования, а также сесть на автобус или маршрутку до Москвы (от автовокзала, расположенного в центре города). Мы этими путями никогда не пользовались, так что конкретных советов о том насколько это сложно и надежно ли дать не могу.
«Дизелем» за 1 час 15 мин доезжаем до ст. Ожерелье, где пересаживаемся на электричку (расписание), которая за 2 часа 20 мин довозит нас до Павелецкого вокзала г. Москвы.

Карты:
https://yadi.sk/d/0HoPQxq5esJSv
https://yadi.sk/i/7JkPJGCVesJWe
https://yadi.sk/d/h2Xgh-2eesJUp
https://yadi.sk/i/HDfzcIj2esJYg

Путевые точки — https://yadi.sk/d/eemLClYyesJaL

Треки:
начало пути от Узуново — https://yadi.sk/d/HSvQgZq2esJfD
реально пройденный — https://yadi.sk/d/MDoaPddjesJg6
рекомендуемый на участке Титеево — Каменная гора — https://yadi.sk/d/e79EYKjZesJge

осетр карта
«Узуново — Хрусловка» на Яндекс.Картах

Comments are closed.