Прогулки по Хотьковскому тракту
Автор — Василий Коршун
О дороге на богомолье к Сергию через Тайнинское — Братовщину — Воздвиженское писалось неоднократно. С XVII в. это был наиболее почитаемый путь из Москвы в Троицу. Однако некоторые паломники перед посещением лавры изъявляли желание поклониться мощам родителей великого старца, хранящимся в Покровском девичьем монастыре, что на Хотькове. Для этого за церковью села Рахманова они поворачивали строго на север и шли вдоль реки Сумерь до сельца Калистова, а затем вдоль ее безымянного притока мимо сельца Семенкова на Антипино. Затем, обогнув овраг, дорога шла через деревни Арханово, Репихово и Бобыльскую слободу к Водяным воротам. Наличие этой дороги обусловило своеобразие планировки Хотьковской обители, как бы разрезая ее на две части, уходя затем через Святые ворота к Троице-Сергиевскому монастырю.
О возрасте дороги судить довольно сложно, т.к. фрагментарно (примерно на участке Рахманово — Антипино) она видимо совпадала с Переславкой. Другая часть дороги возникла, вероятно, с возникновением Хотьковского монастыря, третья — с возникновением Троице-Сергиевского монастыря. Как отдельная, дорога сформировалась в XVII в. и носила название Хотьковского тракта. Она была менее оживленной, чем Троицкий тракт, но просуществовала достаточно долго, исчезнув во второй половине ХХ вв.
Попробуем совершить по нему умозрительное путешествие основанное от части на фактах, отчасти на воображении.
Если за церковью села Рахманова поглядеть на север, то видно как вьется серпантином по полям тихоструйная Сумерь. От церкви вдоль этой речке и пролегал когда-то Хотьковский тракт.
Для точной локализации дороги на местности я, вместе с сотрудником краеведческого музея г. Пушкино Олегом Бойко, взяв металлодетекторы, вышли за село в поле. Поначалу прибор уныло молчал, и мы было совсем загрустили, как вдруг раздался устойчивый высокий звук. Лопата выбрасывает из указанного места «штык» земли и из него выпадает зеленый кругляш. Монета! ДЕНГА, 1731. И пошло — поехало… Среди найденного были фрагменты конской упряжи, колокольчиков и бубенцов, пуговицы, нательные крестики, товарные пломбы и т.д. С находками сейчас можно ознакомиться в Пушкинском краеведческом музее. Найденный жетон 1916 г., заставил меня обратиться к архивам.
Оказалось, что в 1916 г. по Хотьковскому тракту состоялся большой крестный ход. Причты сел Рохманова, Богословского-Могилец, Митрополья, Боркова и Софрина со своими прихожанами с богословления преосвященного владыки Модеста совершили полом в Хотьков монастырь и Сергиеву Лавру в преднесении икон местных храмов. Шестнадцатого мая в пять часов утра крестный ход соединился в Рахманове и в количестве полутора тысяч человек направился в Хотьково. Там к ним присоединилось 225 человек и села Ахтырка. После обедни крестный ход отправился в Сергиевский Посад. Обратно возвращались по Троицкому тракту, где у села Воздвиженского их встретил отец Соловьев. На кладбище была отслужена панихида по герою — летчику Ефграфу Грузинову (владельцу усадьбы в Голыгино, погибшему на войне). Возможно, одним из участников этого крестного хода и был потерян найденный нами жетон.
Пройдя поле с юга на север и взобравшись на пригорок, где начинался лес, мы оглянулись назад. Перед нами открылась захватывающая дух панорама: над бескрайними русскими полями возвышались, играя солнцем в золоте куполов, два православных храма (Рахмановский и Софринский). Эта картина, наверное, уже на протяжении многих веков также завораживала наших предков, богомольцев и простых путников, обернувшихся на взгорке, чтобы взглянуть на пройденный путь. Анализ местонахождения находок позволял нам теперь видеть ленту древней и более чем полвека назад забытой дороги. А когда-то мчались по этой дороге лихие почтовые тройки, заливая округу малиновым звоном, торопились, звеня бубенцами, барские экипажи, чинно катились царские кареты. Помнит эта дорога и вернувшегося с войны солдата, шедшего к Сергию в честь своего чудес-ного возвращения, и крестьянина с мольбою об урожае, барина, спешащего замолить свои грехи…
Далее дорога шла лесом. Слева за Сумерью остался поселок Росхмель — бывшее сельцо Калистово. Эта часть дороги, идущая по высокому берегу притока Сумери, за последнее время сильно заросла, но до сих пор проходима. По правой стороне сохранилась обваловка и обсадка дубами. Не смотря на преклонный возраст (три — четыре века), великаны не потеряли своего величия и, взирая с высока, приветливо шелестели листвой. Прилетел черный дятел (желна), уселся на дуб и сразу занялся своим промыслом, даже не спросив разрешения у исполина. Видимо, договорился заранее.
Если спуститься вниз, то можно обнаружить большую систему прудов — остатки старой усадьбы.
Через тридцать метров по выходу из леса идентификация дороги по находкам стала невозможной из-за дачных застроек, но мы таки решили дойти до Хотьково и посетить монастырь. По поводу названия местности бытует придание, что здесь лихие люди остановили с целью ограбления бежавшего от Софьи молодого Петра. Когда тот представился, разбойники ответили: «Да мы хоть царя, хоть ково!» — «Иж, ты, хоть ково»,- усмехнулся Петр, а впоследствии приказал назвать это место «Хотьково». На самом деле название это было за долго до Петра и скорее всего происходит от древнерусского имени Хот.
Стоящий на высоком береговом склоне речки Пажи и господствующий в широкой панораме окружающего ландшафта Покровский монастырь, что на Хотькове, виден издалека. Впервые он упоминается в начале XIV в., когда в нем стояла деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы шатрового типа. Здесь в 1337 г. приняли постриг и были похоронены родители Сергия Радонежского, что впоследствии обусловило особую популярность обители. Необычна исторически сложившаяся продольно-осевая планировка комплекса с центральной улицей, служившей паломникам отрезком дороги к Троице.
В 1540-х гг. монастырь был преобразован в девичий и с 1544 г. приписан к Троице-Сергиеву монастырю. Здесь строится деревянная церковь клетского типа во имя Николая Мирликийского. До середины XVIII в. монастырские строения были деревянными, за исключением каменной шатровой соборной церкви, воздвигну-той в 1644-1648 гг. во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделами Николая Мирликийского и Сергия Радонежского. Именно в ней в прямоугольной трапезной палате в юго-западном углу и находилась гробница преподобных Кирилла и Марии. Развитие монастыря как места паломничества привело к постепенной замене деревянных строений каменными. После получения самостоятельности в 1765 г. началось возведение каменной Никольской церкви на месте одноименной деревянной, построенной в 1679 г. К концу 1781 г. завершилось строительство каменной стены вокруг монастыря. На углах возвышались четыре восьмиугольные башни с обшитыми тесом шатровыми кровлями. В центре южной и северной линий ограды были устроены ворота соответственно «Водяные» и «Святые», обращенные в сторону Троицкой лавры.
Южный фронт монастырских стен образуют два двухэтажных с полуподвалом симметричных корпуса богадельни (1826) и фланкирующие их квадратные башни в два яруса (XIX в.). Войдя в Водяные ворота с надвратной церковью святителя Митрофания Воронежского (1833), мы сразу оказались у изящного Покровского собора, сооруженного в 1812-1816 гг. на месте предшествующего, 1648 г. Автор проекта И.Т. Таманский, ученик М.Ф. Казакова. Обращенный к Троицкой дороге и ярмарочной площади, он служил лицевым фасадом монастыря. В XVIII в. улица, идущая от одних ворот к другим, в соответствии с монастырским уставом, была сплошь застроена небольшими деревянными домиками келий. Впоследствии, с изменением устава, разделена колокольней на жилую и парадную части с разбивкой соборной площади. Существующая структура следует старой схеме. Наибольшей художественной цель-ности и полноты монастырский ансамбль достиг к середине XIX в., когда в его центре в 1834 г. несколько севернее игуменских келий, прямо на пересекавшей монастырь улице, была построена четырехъярусная колокольня с проездной аркой в нижнем и часами в верхнем ярусах. Верхний ярус колокольни, решенный в виде барабана с двумя окнами для часовых циферблатов и завершенный сферическим куполом, придавал этому сооружению ампирной архитектуры стилевое единство с круглыми барабанами и сферическими куполами Покровского собора. На колокольне были установлены часы и повешен десяток небольших колоколов. Многоярусная с динамичной структурой масс, колокольня господствовала в ансамбле, придавая завершенность его композиции. Разборка этой доминанты в 1930-х гг. обезглавила комплекс. Ее роль в значительной степени воспринял новый, XX в., грандиозный Никольский собор на 1200 человек, представляющий смесь романского, византийского и русского стилей. Он строился по проекту А.А. Латкова с 1900 по 1904 г. и сменил небольшую теплую церковь 1765-1768 гг. В нем находились иконостасы, изготовленные из итальянского белого мрамора с колоннами из мрамора цветного, такие же ограждения клиросов и киоты работы И.А. Орлова для икон старой Никольской церкви. Когда-то он восхищал современников, сейчас же, лишенный четырех боковых глав, на мой взгляд, совершенно выпадает из общего архитектурного ансамбля монастыря. Следуя дальше, слева мы видим Трапезный и Рукодельный корпуса, а справа Общежительный корпус, дом настоятельницы и больницу. За Святыми воротами сразу начинается обсаженная лапами дорога, ведущая дальше к Сергию.
С сайта — http://kvest-kite.narod.ru/